Муха-примадонна и нестареющая Джульетта

В Волгоград на Первый областной фестиваль «Театральные диалоги» были приглашены московские критики, которые посмотрели наиболее удачные работы волгоградских мастеров.

На суд гостей были вынесены

авторский спектакль Нового экспериментального театра «Цареубийцы» по произведениям А. К. Толстого;

премьерная работа Молодежного театра «Прежде чем пропоет петух»;

первая постановка в России пьесы Эфраима Кишона «Брачный договор», которую осуществил Волгоградский ТЮЗ;

комическая опера «Школа любви» Моцарта («Царицынская опера»), воплощенная в содружестве с постановщиками петербургского Мариинского театра;

оперетта Самойлова «Комедианты» (Волгоградский музыкальный театр);

премьерный спектакль музыкально-драматического казачьего театра «Донская душа»;

музыкальная сказка «Муха-Цокотуха» Волгоградского областного театра кукол;

представление в ритме танго «Страсти-мордасти» Театра одного актера;

фарс по пьесам Островского «Где любезная моя?» Камышинского драматического театра.

Такие фестивали – профессиональная потребность культурного сообщества, по которому все изголодались, говорилось на итоговой пресс-конференции. Большинство местных театров варятся в собственном соку, иногда даже не зная, что идет на сцене соседа. А тут редкая возможность открыть друг друга, в чем-то убедить, понять, в какой общетеатральной ситуации мы находимся. И если учесть, что на форум приглашались московские именитые гости, польза от «диалогов» налицо.

Вспоминали и опыт прошедших больших фестивалей на волгоградской земле, о чем сказал министр культуры Волгоградской области Виктор Гепфнер. Это реализованный еще в 1991 году проект НЭТа, состоявшийся в Волгограде более двух десятков лет назад – Первый международный театральный фестиваль «класса А» с участием коллективов из Италии, Германии, Англии, Америки, Египта и ряда других стран. Такие фестивали становятся брендами городов и регионов, следовало бы лелеять, развивать эту традицию.

Своими впечатлениями от увиденного в Волгограде поделились столичный театральный критик, профессор Николай Жегин, главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров, музыкальный критик, руководитель отдела информации и развития дирекции проекта «Открытая сцена» (г. Москва) кандидат искусствоведения Александр Смоляков. Их отзывы были подчеркнуто доброжелательными, несмотря на то, что по каждой постановке были отдельные частные замечания, «капли дегтя в бочке меда».

Волгоградские театралы обычно обсуждают премьеры, немногочисленные журналисты «культурного пула» дают рецензии о новых постановках в местных СМИ. Тем интереснее, как выглядят наши театры в «зеркале» оценок столичных мэтров. Мы можем с ними соглашаться или не соглашаться, но для того и нужны «Театральные диалоги»! И спасибо организаторам за такую возможность…

Бытует мнение, что Волгоград город провинциальный, некультурный и нетеатральный. Фестиваль этот миф опроверг.

Более того, даже периферийный Камышинский драмтеатр удостоился комплиментов москвичей. По словам Н. Жегина, камышане привезли крепкий спектакль с выстроенной сценографией, превосходной манерой игры совсем молодых актеров. Не лишенный недостатков, наивности, это театр честный, простодушный, человечный.

Критики отметили казачий театр – в частности, роль старика Гаврилы, созданную заслуженным артистом России Анатолием Трусовым в премьере сезона «Донская душа» – за правдивость, искренность, подлинное чудо перевоплощения, умение «влезть в шкуру» своего героя, которое, по счастью, не утрачено, несмотря на экспансию эстетики сериалов.

Н. Жегин, по его словам, увидел большой потенциал волгоградской сцены, где работают талантливые режиссеры, где служат Артисты с большой буквы с истовым желанием творить, несмотря на порой очень тяжелое материальное существование.

Еще одно ценное качество волгоградской Мельпомены было отмечено – умение в своих стенах растить актерскую молодежь. Это поистине революционное явление, когда театры сами готовят себе новую смену, говорили москвичи. Старение актерского состава – повсеместная беда, и выходят к рампе дебелые Джульетты и заматеревшие Татьяны.

– И я нигде не видел, чтобы через каждые 4-5 лет юных Ромео и Джульетту играли новые юные актеры, неизвестно откуда взявшиеся, – уважительно отозвался Жегин о педагогическом труде художественного руководителя НЭТа народного артиста России Отара Джангишерашвили.

Кстати, критики единодушно приняли авторское высказывание НЭТа – спектакль «Цареубийцы» с многослойными смыслами, замечательным ансамблем исполнителей, сложной режиссерской концепцией – как говорилось, личные раздумья постановщика Отара Джангишерашвили о времени, о себе, об эпохе, о драматических коллизиях современности, блестяще показанные на классическом материале. Те, кто видел эту работу, не смогут с этим не согласиться…

Московские критики сошлись во мнении и по поводу отличной организации и «экологической чистоты» фестиваля:

– Где провалы? Где ненормативная лексика? Где обнаженная натура – чуть ли не обязательный элемент современных режиссерских опытов? Это тот самый редкий случай, когда фестивальные работы не заражены пошлостью и коммерческим духом, не поражены метастазами страшной новой драмы, убивающей достоинство и самоуважение личности, – считает Олег Пивоваров.

По мнению Олега Пивоварова, можно смело выставлять на любой фестиваль национального уровня не только спектакль «Цареубийцы» НЭТа, но и «Муху-Цокотуху» областного театра кукол – трогательный, тонкий, веселый детский спектакль с красивыми, пластически выразительными куклами...

Невольно удивило, что именно детскую «Муху» по сказке Чуковского члены жюри особенно превознесли в своих комментариях, отметили оригинальные режиссерские решения. На обсуждении после просмотра этого спектакля, кстати, затрагивалась тема «вымирания» кукольного театра. А тут старая добрая классика жанра, напрашивающаяся аналогия с «Необыкновенным концертом» Сергея Образцова. Вывод: убрать длинноты, поджать музыкальные номера – и «Муху» можно везти смело в столицу…

Добрые слова прозвучали и в адрес Молодежного театра, представившего глубокую философскую работу с поистине библейским звучанием, а также в адрес ТЮЗа с «интересным и своеобразным спектаклем «Брачный договор».

Подводя черту, Александр Смоляков обратил внимание, что в Волгограде представлена вся палитра театральных видов и жанров, и у каждого наверняка есть свой зритель – и у «Царицынской оперы» с колоннами и имперскими фойе, и у камерного Молодежного театра, и у экзотического казачьего…

Драматические критики почти не смотрят оперу, оперетту, балет, поэтому мы ожидали услышать от г-на Смолякова развернутое высказывание о волгоградском опыте в музыкальных жанрах. Подробного разбора он не сделал, ограничившись замечанием, что в Волгограде есть прекрасные вокалисты, похвалил маэстро Юрия Ильинова за великолепное звучание оркестра музтеатра.

Несколько смещая общее направление разговора, известный журналист, член Общественной палаты Волгоградской области и заместитель председателя общественного совета при министерстве культуры Ефим Шустерман обратил внимание, что именно регионами прирастает современный театр. Искусству Волгоградской области, в том числе и театральному, нужна более серьезная государственная поддержка, нужен иной общественный фон, нежели тот, который мы сегодня имеем.

Представляющий на пресс-конференции Союз театральных деятелей России Отар Джангишерашвили заключил:

– Мы не зря поработали. На фестивале мы дошли до такой высокой степени доверия, что поделились друг с другом своим творчеством.

А у публики появилась надежда, что такие диалоги будут продолжены.

Врез

Первый областной фестиваль «Театральные диалоги» организован министерством культуры Волгоградской области, Волгоградским региональным отделением Союза театральных деятелей России и Новым экспериментальным театром.