Мультики своими руками

Любительская анимация становится все популярнее.Мультфильмы можно делать даже дома. Для собственного удовольствия. И чтобы лучше понимать это особое искусство. Об этом «ВП» узнала у молодого волгоградца, чье хобби – анимация.

Мастер-класс. Дубль 1

Знающие люди порекомендовали журналисту «ВП» расспросить о «мультикухне» волгоградца Юрия Дрика, у которого есть свои авторские мультиудачи.

У Юрия техническое образование, он работает программистом. Два его главных увлечения – анимация и книжная графика, хотя и не всегда на них хватает времени...

– Я интересуюсь авторской анимацией. Разыскиваю фильмы, фестивальные программы, смотрю их... Несколько раз устраивал неофициальные показы в небольшой аудитории, – объясняет Юрий.

Недавно он побывал на фестивале "Insomnia" ("Бессонница") – первом в России фестивале анимации под открытым небом, который проходил в Калужской области. Планирует съездить на фестиваль анимационного кино в Суздали.

Начинал Юрий с теоретических азов, чтения книг по анимации. Первым практическим опытом – и зарядом вдохновения – стало участие в мастер-классе, организованном Агентством культурных инициатив в рамках российско-германского фестиваля «Вкратце».

Бесплатный воркшоп для желающих тогда провел немецкий режиссер Давид Буоб, очень терпеливый и доброжелательный тьютор. Записались к нему многие, в том числе и Юрий, о чем не пожалел никто.

– Я поначалу сомневался, что у нас что-то получится, да и организаторы, кажется, до конца не были уверены в успехе, – вспоминает Юрий.

Сейчас вылетит птичка

Понятно, на Большое Кино никто не замахивался. Результаты далеко превзошли ожидания. Оказывается, даже не имея никакого специального оборудования и навыков, можно снимать мультфильмы!

Два дня на то, чтобы сделать мультик продолжительностью в одну минуту. У Юрия и его соавтора юриста Дарьи Булах получился симпатичный коротенький фильм о том, что в светофоре на трамвайном перекрестке живет смешная маленькая птичка.

Сюжет придумывали сами, спонтанно. Мультик делали в очень трудоемкой технике рисованной анимации.

– Она же и самая любимая. Перекладка или пластилиновая техника – тоже. А вот компьютерная 3D-анимация – не мое.

Каждый кадр прорисовывался вручную на обычной бумаге формата А4. Затем фотографировался и переносился в компьютер.

Рисованная анимация – самая кропотливая. Профессиональный рисованный мультфильм делается несколько месяцев или даже лет. 80 кадров, которые могут рисоваться целую неделю – это три секунды на экране!

Разумеется, в любительской анимации все гораздо скромнее. Но, честное слово, у «домашнего» ролика с его неплавным, рваным движением и скоростью всего 10 кадров в секунду – какой-то свой шарм.

– Самым трудным было чувство времени – то, что называется термином "тайминг". Это невидимая часть искусства одушевления – соблюдение элементарных законов движения, придания персонажам тяжести, легкости, прыгучести, – комментирует Юрий.

Захватывающим оказался процесс обработки, монтаж, озвучивание с помощью доступных компьютерных программ. Использовали звуки настоящего трамвая, который Дарья ходила записывать на улице.

И самое большое чудо – когда стопка рисунков превращалась в нечто живое, начинала двигаться и «дышать». Дарья так увлеклась, что, закончив анимировать птичку, начала анимировать титры с участием этой же самой птички.

Клик мышкой и… – снято!

Сейчас мультик очень часто выполняется исключительно на компьютере. Пара мониторов, умные программы – и киношедевр готов.

– Но нам хотелось попробовать нечто более традиционное. Например, такую классику, как работа на анимационном столе, – продолжает Юрий.

Это стол с подсвеченной стеклянной крышкой. На нем закрепляются один над другим прозрачные листы, чтобы можно было колдовать с несколькими кадрами одновременно. Увы, такой роскоши у «домашних» аниматоров нет. Вместо стола было сконструировано самодельное приспособление из подручных средств. Не потому ли границу между любителем и профессионалом в анимации довольно трудно провести?

Мульт личности

В России не очень много учебных заведений, где бы профессионально готовили режиссеров или художников-аниматоров. Их можно перечесть по пальцам одной руки, и все они находятся в Москве и Санкт-Петербурге.

Примечательно, что известные российские режиссеры-мэтры учились анимационному искусству на практике, работая на "Союзмультфильме" и других легендарных студиях. Главное – наличие хорошей школы, среды.

По ней скучают и любители качественной анимации. Упомянутый выше фестиваль "Вкратце" был первым официальным крупным анимационным событием в Волгограде, за что спасибо энтузиастам Агентства культурных инициатив. Но хотелось бы продолжения.

– Конечно, моя мечта – чтобы такие события у нас проходили чаще. Как в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Воронеже. В этих городах каждый год проводится Большой фестиваль мультфильмов, показы зарубежной анимации, а Волгоград почему-то все время остается в стороне, – говорит Юрий Дрик. – Я очень хочу, чтобы наш город оказался в списке Большого фестиваля мультфильмов. Чтобы к нам привезли Суздальскую программу. Чтобы у нас состоялся официальный показ "ШАРа"... Чтобы культурная жизнь Волгограда пополнилась событиями из удивительного мира анимации. Понятно, для организации подобных форумов нужен патронат государства. Авторская анимация – заведомо некоммерческая и неприбыльная сфера искусства. Почти вся авторская анимация в России делается на бюджетные деньги. И обидно, что обычный человек – зритель – эти фильмы посмотреть не может. Они не выпускаются на дисках, их не найти в Интернете. Единственный способ их увидеть – пойти в кинотеатр. Но у нас этого как раз нет.

Кстати, Агентство культурных инициатив сейчас готовит DVD-диск волгоградской любительской анимации по итогам проекта «Вкратце». Посмотрим?

Поделиться в соцсетях