Мюзикл против оперетты?

Союз театральных деятелей России о возрождении «легкого жанра». Иногда оперетту называют «уходящей натурой». В Москве, в Союзе театральных деятелей России, на семинаре критиков музыкального театра, в котором участвовали и журналисты волгоградских СМИ, напротив, говорилось о том, что музыкальные театры страны сейчас выходят из кризиса и слухи об увядании классической оперетты сильно преувеличены.

Организатор семинара, куратор направления «оперетта/мюзикл» СТД РФ Лариса Долгачева позаботилась о широком представительстве: Москва, Нижний Новгород, Чебоксары, Самара, Екатеринбург, Ижевск, Томск, Иваново, Йошкар-Ола, Волгоград. В просмотрах спектаклей и обсуждениях участвовали музыковеды, завлиты, журналисты, пишущие о музыкальном театре в специальных и общественно-политических изданиях.

Сегодня особенно важна консолидация театров, обмен опытом, анализ происходящих творческих процессов. О мощной витальной силе оперетты и ее сегодняшних проблемах очень точно сказал руководитель семинара Александр Колесников – театровед и музыкальный критик, кандидат искусствоведения, автор большого количества книг и статей по музыкальному театру. В своей вступительной лекции он дал блестящую историко-культурную ретроспективу оперетты, проследив и ее «особый российский путь».

Когда-то венская оперетта была суперпопулярна у советских зрителей. После войны в СССР ее ставили 63 театра, сейчас их осталось около 30. Пространство жанра усыхает, как шагреневая кожа. Связи между театрами, информационное поле ослабели. Хуже всего попытки расшатать оперетту изнутри ее грубой «актуализацией», например, навязыванием современного жаргона и антуража.

– Как-то один из периферийных театров привез в Москву спектакль, где Сильва была в постели с Эдвином. Это преувеличенное внимание к нижней части человека свойственно некоторым новым режиссерам. Такого модерна лучше не надо, нельзя опошлять искусство. Гораздо сложнее вытащить все человеческое, заложенное в гениальной музыке, где закодированы вечные вопросы человеческих взаимоотношений, – считает Григорий Спектор, режиссер Московского камерного музыкального театра, драматург, критик, педагог ГИТИСа, заслуженный деятель искусств России.

Есть проблемы со сценическим вокалом, режиссурой. Комикование петросяновского толка в провинции порой хорошо продается, но ведет к общей деградации жанра. Тогда как дело в его особой чувственности, лирической тайнописи музыки, которая, несмотря на незатейливость сюжета, и делает оперетту современной и вечно молодой.

Задача современного театра – найти точный баланс, чтобы привлечь зрителя, оставаясь честным перед искусством. В том, что прогресс есть, что зарождается новая актерская формация и на сцену приходят талантливые выпускники театральных вузов, внедряются интересные средства выразительности, нас убедили увиденные нами «прорывные» премьеры Государственного академического театра «Московская оперетта» – спектакли «Фея карнавала» и «Бал в «Savoy».

«Фея карнавала» – малоизвестная оперетта Кальмана, переведенная и поставленная примой «Московской оперетты» Жанной Жердер. В спектакле заняты звезды театра народный артист России Герард Васильев, народная артистка России Светлана Варгузова, народный артист России Юрий Веденеев. Особый шарм постановке придает самоирония, направленная на собственный опереточный цех, когда актеры сами создают вампуку и сами же ее высмеивают.

«Бал в «Savoy» – оперетта-ревю, написанная в начале тридцатых годов прошлого века берлинским композитором Палом Абрахамом под влиянием популярных музыкальных направлений. Это феерический спектакль бродвейского образца, где бьют степ и танцуют фокстрот, звучат упоительные мелодии, роскошны костюмы и легко меняются фантасмагорические декорации.

Оба спектакля получили высокую оценку за «круглым столом», где собрались ведущие столичные музыкальные критики. Камертоном удачных постановок, по мнению театроведа профессора Санкт-Петербургской консерватории Леоноры Потаповой, должны быть «правильные» темпоритм, хореография, вкус и стиль, безграничная вера в обаяние этого «простодушного жанра». Дискуссию вызвал такой, казалось бы, чисто технический вопрос, как использование беспроводных микрофонов артистами оперетты. Среди московских музыковедов нашлось немало противников их применения в оперетте и опере. В то же время большинство соглашается, что подзвучка – неизбежный компромисс.

С лучшими мировыми образцами оперетты нас познакомили видеопоказы с комментариями кандидата искусствоведения, профессора Уральской государственной консерватории Михаила Мугинштейна «Летучая мышь: венский бидермайер и закат романтизма» и «Веселая вдова» – женщина венского модерна». Эти лекции стали украшением семинара.

Он был содержательным и полезным для участников, которые рассказали о том, как себя чувствует оперетта в музыкальных театрах их городов. Волгоградский музыкальный театр выглядит в этом ряду весьма достойно. Старейший театр Волгограда и Нижнего Поволжья, он вступил в свой 82-й сезон. За эти годы поставлено и сыграно около 400 спектаклей. Оперетта сегодня занимает треть его афиши. В основном это произведения классического венского репертуара: Ференц Легар «Веселая вдова», Имре Кальман «Мистер Икс», «Фиалка Монмартра», «Король скрипачей (Цыган)», «Сильва»... Театр сохраняет академический, без радикализма, подход в постановке этих классических произведений, которые, к счастью, могут увидеть все волгоградцы.