На чьих руках хотел умереть Шопен: любовный роман в письмах и музыке

Противоположности притягиваются – это о них. Он – Фредерик Шопен. Интеллигентный юноша с изысканными манерами и чахоточным румянцем, гениальный композитор, покоривший Европу. Она – плодовитая писательница, эпатажная дама, далеко не пуританка, шокировавшая свет тем, что носила мужские костюмы и курила сигары. О ее независимом характере говорило и мужское имя-псевдоним – Жорж Санд.

О любви польского гения и авторессы "Консуэло" волгоградцы узнали из необычной литературно-музыкальной программы, которая сделала эти исторические личности ближе и понятнее.

В «Царицынской опере» чтец, журналист, известный театральный критик, ведущий радио «Орфей» Йосси Тавор (Москва) и пианистка, лауреат международных конкурсов, музыкальный продюсер Басиния Шульман (Москва) поведали на языке музыкальной и эпистолярной классики о непростых взаимоотношениях Фредерика Шопена и Жорж Санд.

Что за отвратительная дама

…Шопен и Жорж Санд встретились в одном из аристократических салонов. Она обратила внимание на талантливого и красивого молодого человека. А он был шокирован ее фривольным поведением и необычной внешностью. «Что за отвратительная женщина эта Жорж Санд? Да и женщина ли она вообще?» – удивлялся Шопен в одном из писем.

Но завязались отношения, которые для обоих стали источником вдохновения, творческих взлетов и... страданий. В любви двух гениев не могло быть все гладко. Он был не ангел, да и она не святая.

Некоторые знакомые считали слабого Шопена "жертвой" властной Жорж. Ее защитники полагали, что Шопен по отношению к Санд был духовным вампиром. Она была для него и возлюбленной, и матерью, в шутку называя его своим «третьим ребенком».

Застенчивый романтик, он всегда нуждался в нежности и ласке, был зависимым, капризным, требовал постоянного внимания. Ранимый Шопен страдал от резкого нрава любимой. Единственная вещь, которая могла заставить плакать эту сильную женщину, была его музыка. Он, как говорили, далеко не все ее романы прочел.

Старше по возрасту (на 6 лет), Санд до поры взяла на себя роль главы в этом странном семействе. Пара уехала на Майорку с ее целебным климатом, Жорж сама ходила за продуктами, готовила обед, занималась детьми, заботилась о Шопене. Прощала ему сцены ревности. И при этом продолжала упорные литературные труды.

После возвращения во Францию их роман вспыхнул с новой силой. Шопен упорно сочиняет и выгодно продает свои произведения, к нему приходит громкий успех. Годы, проведенные с нею, оказались самыми плодотворными в его жизни. Кстати, как раз в то время он написал шуточную пьеску к проделкам любимой собачки Жорж Санд. «Собачий вальс» до сих пор очень популярен у начинающих пианистов.

Вальс «Прощание»

Болезнь Шопена обострилась, пациентом он был трудным. Свободолюбивой Жорж Санд начинает казаться, что любовь погасла, для сохранения отношений она не готова была отказываться от собственного «я». Обстановка в доме накалялась. Свою лепту в раздоры вносили конфликты с детьми.

После десяти лет совместной жизни произошел разрыв. Фредерик просто ушел.

Он продолжал слабеть, больше не мог сочинять, его здоровье быстро таяло, и за несколько месяцев до своего сорокалетия он умер от туберкулеза, все еще сетуя на Жорж, которая когда-то обещала, что он умрет на ее руках в ее объятиях.

Жорж Санд пережила бывшего возлюбленного на 27 лет. В одном из ее писем читаем: "Жизнь чаще похожа на роман, чем роман – на жизнь".

Черный и белый цилиндры

…Белый и черный цилиндры на пюпитрах. Белый фрак пианистки за черным роялем. Как аккомпанемент к строкам из писем звучат великолепные Баллада № 1 g-moll, Фантазия f-moll, Скерцо № 2 b-moll, Экспромт As-Dur, вальсы Шопена – музыка, на века пережившая своего создателя и его любовь.

Идея выбрать для сценического проекта любовную коллизию родилась не сразу.

– С Басинией мы познакомились много лет назад во время ее домашнего концерта в доме у Елены Ханги и ее мужа-журналиста Игоря Минтусова. Она играла там Шопена. Бася предложила мне идею проекта, – рассказывает Йосси Тавор.

– Импонирует сочетание прекрасной классической музыки, чтения и театрализации, – добавила Басиния, – мне кажется, этот жанр сегодня интересен публике. У меня есть совместная работа с Сати Спиваковой – спектакль «Нежность», поставленный Романом Виктюком с участием солистов оркестра "Виртуозы Москвы" и серьезной музыкой Брамса, Шумана и Франка. В планах еще одна любовная история – знаменитый треугольник: Брамс, Клара Шуман и Роберт Шуман. Иоганнес Брамс, который был намного моложе Клары, любил ее всю жизнь...

DNG