На фоне старого Царицына снимается семейство

Портреты царицан, живших в конце 19-го – начале 20 века, запечатлены на черно-белых винтажных фотографиях. Новая выставка в областном краеведческом музее приглашает волгоградцев в старинный фотосалон.

К услугам господ заказчиков

Грузный деревянный ящик на треноге – заслуженный фотоаппарат-«пенсионер». Несмотря на свой почтенный возраст, он все еще в рабочем состоянии!

Кажется, его хозяин-фотограф только на минуту отлучился. Но как будто бы вот-вот появится, начнет хлопотать, «художественно» рассаживать и расставлять господ заказчиков. Наконец попросит не шевелиться и смотреть в объектив. А сам спрячется под загадочным черным покрывалом и вежливо предупредит: «Внимание, сейчас вылетит птичка!»

Столетние снимки не поблекли. Они на удивление четкие. Может, потому что надежно наклеены на картонные бланки или вставлены в паспарту? Еще их складывали вот в такие пухлые фотоальбомы, похожие на сундуки, закрывавшиеся на металлические застежки. Для карточек в них фигурные прорези.

А лица, а позы, а моды…Усатые мужчины, проглотившие аршин, застыли, словно по стойке смирно. Чинно сидит компания строгих неулыбчивых дам в косах, в длинных до пола юбках. Замерла группа бравых казаков в нарочито заломленных фуражках над завитыми чубами. Горожане и горожанки – купчихи, солдаты, гимназистки, реалисты, мещане…

Миньон, будуар, кабинет-портрет

Фотографироваться тогда было довольно дорого. Есть сведения, что фотоснимок размером 9х12 стоил примерно как серебряная ложка. Но клиенты первых царицынских «фотографических заведений» не жалели монет на модную причуду. И теперь давно минувшая эпоха смотрит на нас их глазами.

На заре 20-го века уездный Царицын стали называть русским Чикаго. С появлением железной дороги, всплеском торговли и бизнеса жизнь в захолустном городе бурно менялась. В 1859 году царицан было всего 7 тысяч, а к 1900-м годам население приросло до 100 тысяч человек.

Открывались лавки, магазины, гостиницы и «фотографические ателье». Жители ходили сниматься к братьям Эрдманам, на улицу Московскую, в доме Плотниковой. Большим успехом пользовались поясные портреты, кабинет-портреты, для которых можно было выбрать фон… В рекламе – причудливые и уже не понятные нам названия снимков: «миньон», «бижу», «облонг», «будуар», с «превосходной отделкой черным итальянским карандашом».

На Астраханской улице располагался салон царицынского фотографа Александра Шевякова-Красовского. Волгоградские краеведы преисполнены к нему вечной благодарности за то, что усердно щелкал виды города.

Именно он по заданию протоиерея Иоанна Росницкого сделал уникальные фотографии восьми сивилл церкви Иоанна Предтечи, уничтоженной после 1917 года. Благодаря Шевякову-Красовскому мы знаем о ней чуть больше того, что стояла над Волгой, там, где сейчас автодорога возле ресторана «Маяк».

Изящная светопись

Вот другой снимок того же мастера. Астраханский мост через реку Царицу, какой она была в 1880-м – полноводной, с плотами и гружеными баржами, гужевыми повозками на берегах. Раскрашенные открытки с видами Царицына появляются позже, где-то с 1914 года. А царицынский энтузиаст Александр Петрович Шевяков-Красовский запечатлел такие городские пейзажи, которых нет на тех антикварных открытках.

За труды он был удостоен медали Императорского русского географического общества. Еще он был журналистом, корреспондентом «Московских ведомостей». А закончил свои дни трагически. В 1884 году он поехал в Дубовку выполнить съемку по заказу местного купца, заночевал в его доме и был жестоко убит вместе с другими находившимися там людьми. Выходит, в дореволюционном «Чикаго» бывали свои «кущевские» разборки...

Куратор выставки Ирина Талдыкина рассказывает о первых царицынских фотографах, как о своих близких знакомых. На углу Астраханской и Царицынской улиц в собственном доме открыл фотографию Егор Белобородов. На углу Астраханской и Предтеченской колдовали Сергей и Пелагея Лапшины. Практически все эти вывески исчезают с улиц красного Царицына, кроме разве что Израиля Эрдмана. Даже фирменные виньетки на паспарту (разные у каждого фотографа), «буржуазные» тиснения и позолота постепенно уходили в небытие.

Ретро-гламур

Чтобы почтеннейшая публика окончательно окунулась в атмосферу ретро, посетителям музея предлагается бесплатно сфотографироваться у тантамарески. Стенд в рост человека со специальными отверстиями для лиц изображает «гламурную» светскую пару. Витиеватая надпись гласит «Привет из Царицына». Забавный снимок может разнообразить вашу семейную фототеку.

На выставке «Известные фотографы 20 века» в областном краеведческом музее представлено собрание аппаратуры разных лет – от «Фотокоров» и «Зорких» до «Зенитов» и «ФЭДов». Камеры «Фотокор» стали безмолвными солдатами Великой Отечественной войны, с ними работали фронтовые журналисты. Громоздкий увеличитель напоминает, как с тех пор рванула вперед техника. И все же снимки 1970-х, сделанные на пленку, вызывают ностальгию.

На выставке приводятся материалы и об их авторах – волгоградских фотомастерах Льве Конове (с 1958 по 2001 год он трудился в краеведческом музее), Владимире Коновалове (его цветными снимками иллюстрированы многие книги о нашем крае), Эдуарде Белашове (в 1960-е он внештатно сотрудничал с газетой «Волгоградская правда»), известных волгоградских журналистах Николае Антимонове и Витольде Ярмаковиче.

– Мы сами удивились, какой интерес посетителей вызывает фотография, особенно старинная, – говорит Ирина Талдыкина, – она помогает лучше понять и узнать свой город, страну, в которой мы живем. В ней есть «запах» прошлого. Исторические связи, трагические коллизии, переклички и сближения – все это высвечивают первые фотографии. И мы задумались над тем, чтобы устроить выставку старой фотографии, но не камерную, как сегодня, а более масштабную.

Чтобы учесть интересы работающих граждан, областной краеведческий музей раз в неделю установил «вечерний» режим работы. Каждый четверг он принимает посетителей с 12.00 до 21.00 .

Справка «ВП»

Самой первой фотографией человека стал снимок, дагерротип, сделанный Луисом Дагером в 1838-м, а первым человеком, запечатленным на фотографии, стал некто, чистящий свои сапоги. В России фотография впервые появилась благодаря нашему земляку, уроженцу немецкой колонии Сарепта Иосифу Гамелю. В 1839 году, будучи член-корреспондентом российской академии наук, Иосиф Христианович Гамель отправился в Англию для изучения фотографии. Откуда он выслал на родину подробное описание метода и несколько фотоснимков.

Поделиться в соцсетях