Навечно забубенные

Кто бы мог подумать, что в Волгограде хранится такая мощная коллекция первых русских художников-авангардистов. От нее веет молодым бунтарством, несмотря на то, что со времени написания картин минули десятилетия.

Волгоградский музей изобразительных искусств приглашает волгоградцев на новую выставку «Век валета» (произведения художников «Бубнового валета»). Пропустить такое событие было бы непростительно для всех, кто интересуется современным искусством.
Здесь нет никакой оговорки – родившаяся в 1900-е годы группировка художников под вызывающим названием «Бубновый валет» многое дала и для сегодняшних арт-поисков.
Брутальные портреты, пейзажи и натюрморты. Красивая, темпераментная, богатая по цвету и сложная по фактуре живопись. Даже в позднейшие годы ее отличает «здоровая влюбленность в яркую плоть и кровь вещей» (по меткому выражению критика Якова Тугендхольда).
Творчество «валетов», утверждают эксперты, сейчас просит переоценки. Несмотря на широкую известность в судьбе мастеров сохраняется множество «белых пятен».
Большинство отцов-основателей «Бубнового валета» прожили долгую творческую жизнь. Их работы отразили «смену художественных кодов» 20-го века, расцвет и закат русского авангарда. Это заметно и в экспозиции.
Благодаря настойчивости и увлеченности директора ВМИИ Елены Орловой, высокому профессионализму главного хранителя Ирины Кострыкиной и заместителя директора музея, одного из крупных российских специалистов по Машкову Ольги Малковой, волгоградцы сегодня имеют удовольствие увидеть впечатляющее собрание картин и рисунков участников «Бубнового валета».
Давайте по достоинству оценим и то малоизвестное обстоятельство, что в музее хранится одна из самых обширных провинциальных коллекций авангардистов – 64 живописных полотна, 96 графических листов.
Она включает произведения нашего земляка, уроженца станицы Михайловская области Войска Донского Ильи Машкова, а также его сотоварищей Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова, Александра Куприна, Александра Осмеркина, Роберта Фалька.
Некоторые из их работ не показывались очень давно. Запасники покинули, например, картины Лентулова «Лес», «Ветар», «Натюрморт с чайной посудой». Демонстрируются впервые 28 рисунков Фалька.
...В 1910 году состоялась первая скандальная выставка «Бубнового валета».
«Не живопись, а балаган!» – возмущалась шокированная публика. Тогда никто не знал, что появление «бригады» хулиганов-художников знаменует переворот в российском искусстве.
Они смело шли на эксперименты в виде пародии, гротеска, шутки. Чего стоит знаменитый портрет Мильмана (где у героя нарисовано три лица и четыре руки) кисти Ильи Машкова. Эта работа (кстати, собственность и гордость ВМИИ) теперь считается одним из культурных символов нашего музея и, хочется надеяться, скоро станет и региональным культурным символом.
Название «Бубновый валет» придумал Михаил Ларионов. Бубновый валет – не только карта в колоде. На тюремном жаргоне это означает «плут», «мошенник», «жулик». Метафора задавала тон сочной и мажорной живописи «валетов», которая и сейчас трогает, задевает, будоражит.
Конечно, нас, сегодняшних, уже не проймешь теми штуками, которыми «валеты» эпатировали своего нетренированного зрителя.
Например, Илья Машков изобразил себя и коллегу Петра Кончаловского в «непотребном» для тех лет виде – в образе атлетов, облаченных в смешные гимнастические костюмы, в окружении гирь, гантелей, скрипки, фортепиано, готовыми тяпнуть коньячку из пузатой бутылки на столе.
И вот то, что современники называли «мазней», пережило свой век и по-прежнему привлекает как простого зрителя, так и исследователей этого феномена.
К чести Волгоградского музея изобразительных искусств, его сотрудники много делают для введения своей бесценной коллекции в контекст общероссийского наследия, по-разному ее интерпретируя. Скажем, запомнилась совместная экспозиция работ Машкова из хранилищ ВМИИ и Музея республики Татарстан, по-новому представившая этого плодовитого автора. 
А нынешняя выставка «Век валета» открылась в рамках межрегиональной конференции, приуроченной к 130-летию со дня рождения Ильи Машкова и 100-летию со времени образования художественного объединения «Бубновый валет». Подобный форум проводился в Волгограде впервые. Принципиально важно, что музей стал площадкой взаимодействия специалистов различного профиля из разных регионов страны – такое происходит и в общемировой практике.
В конференции участвовали более 40 исследователей из 16 городов России и ближнего зарубежья. Среди них специалисты из столичных институтов и музеев, не только искусствоведы, но и культурологи, историки, литературоведы, лингвисты, художники, реставраторы. Они представляли Республику Марий Эл, Украину, Таджикистан, Москву и Санкт-Петербург, Омск, Владивосток, Екатеринбург, Калугу и Воронеж, Ростов, Саратов, Волгоград и другие культурные центры.
Выставка «Век валета» открыта до 2 декабря в основном музейном здании по пр. Ленина, 21.