Некто Вертунов и школа клоунов

"Цирк Шардам" по-новогоднему «зажигает» в ТЮЗе. «Цирк Шардам» – новая постановка Волгоградского театра юного зрителя по одноименной пьесе литературного авангардиста Даниила Хармса.

Говорят, в подготовке этого спектакля тюзовцам помогали самые настоящие цирковые артисты из гастролировавшей недавно в Волгограде труппы дрессировщика Корнилова (помните его слонов?). Они показывали, подсказывали и – ап! – сцена ТЮЗа превратилась в полукруглую цирковую арену, на которой происходит красочный новогодний дивертисмент.

Весь вечер на манеже гимнасты и акробаты, жонглеры, укротители, балерины, клоуны. На самом деле все это молодые актеры театра. Им потребовались большая смелость и хорошая физподготовка, чтобы правдиво сыграть, например, нанайских борцов (на самом-то деле это один человек) или невероятного силача Парамона Огурцова, заморского гостя из Индии – факира Амгам-глам-кабалаба-сабалаба-самба-гипчилиб-куки-люки-сдугрпугр-оф-оф-пырра! И даже удава и лошадь.

Только вот мешает некто Вертунов – наивный паренек, безнадежно влюбленный в цирк. Он то и дело вклинивается в представление. Его гоняет директор. Но упрямый Вертунов все время просачивается назад. Ведь ему так хочется самому выступать! Ведь он умеет стоять на одной ноге, хрюкать, ржать и показывать летящую муху! Ничего из этого, увы, в цирке не нужно. Вертунов впадает в депрессию, но не сдается до самого второго отделения, которое происходит ..."под водой".

Представление с огромным аквариумом закончилось ЧП. Аквариум разбивают, вода в нем убывает, прибывая на сцену-арену. И все-таки герои выходят сухими из воды. Пройдошистый и упертый Вертунов всех спасает и от потопа, и от огромной акулы, которая поедает что попало, даже реквизит. За это храброго Вертунова принимают в труппу. В цирке случаются и не такие чудеса!

Пьеса написана Хармсом для театра кукол. Вероятно, гротесковость стала вызовом для режиссера-постановщика спектакля заслуженного артиста России Альберта Авходеева, с его талантом придумывать фантастические кунштюки.

Для взрослых так и осталось загадкой, как сделаны некоторые трюки, эффектные превращения. А дети воспринимали их как обыкновенное волшебство. Визуализировать фантасмагорию помогли сложные декорации, свет и яркие костюмы. Благодаря этому актеры «по-взаправдашнему» летали по воздуху, ходили по канату, плавали под водой без водолазных костюмов. Их ловкость и пластичность вызывали общее восхищение.

В антракте мальчишки носились по фойе, выкрикивая прикольное словечко из спектакля «Граха!». Этим заклинанием факир упек несносного Вертунова в свой загадочный ящик – и тот исчез, а потом появился. Вот какой фокус-покус.

Более удачным показалось первое действие театрально-циркового представления. Во втором отделении нескончаемые кутерьма и буффонада начали уже утомлять. На предварительном показе "для своих" зрители принимали этот необычный спектакль бурно и одобрительно.