Нетривиально о любви

Сегодня в Волгограде открывается 12-й арт-хаус-фестиваль: витальное, нежное, крутое кино. Любителей авторского кинематографа ждет весенняя программа фильмов о любви. Подробнее о них рассказывает Галина Жданкина, киновед, кандидат искусствоведения, программный директор арт-хаус-фестиваля «Кино без границ», руководитель студенческого киноклуба «Альтернатива» (ВГИИК).

В программе фестиваля более двадцати разножанровых картин, отмеченных на престижных международных кинофестивалях. Это лучшее авторское кино последних двух лет, представленное как начинающими, так и опытными мастерами.

Французский шарм

Лидирует в оригинальной подаче любовных коллизий и перипетий, бесспорно, французский кинематограф.

Артхаусную программу украшает одна из главных картин нового века (на чем сошлись кинокритики мира), награжденная Золотой пальмовой ветвью Международного Каннского кинофестиваля, – история взросления и любви «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша.

Французские режиссеры всегда стремятся к диалогу со зрителями, пытаются очаровать, увлечь, завоевать. Седрик Клапиш в романтической комедии «Китайская головоломка» легко и остроумно рассказывает историю сложных взаимоотношений писателя-парижанина и трех его женщин. Обаятельнейшие актеры французского кино Ромен Дюри и Одри Тоту не должны разочаровать.

Валерия Бруни-Тедески в интимном исповедальном фильме «Замок в Италии», пронизанном чеховским духом, горько и беспощадно иронизирует над своей личной жизнью. Сама же играет главную героиню, трогательную и запутавшуюся зрелую женщину Луизу, а юного богемного любовника – ее реальный спутник жизни Луи Гаррель.

Действие пронзительной мелодрамы «Последняя любовь мистера Моргана», снятой Сандрой Неттельбек по роману французской писательницы Франсуазы Дорне «Нежность убивает», происходит в суперкинематографическом городе Париже с его неповторимой атмосферой. Неожиданная встреча двух одиноких людей: пожилого американского профессора и юной веселой парижанки (блистательный актерский дуэт Майкла Кейна и Клеманс Поэзи), развивается в необыкновенную историю любви и дружбы.

Триллер и неоромантика

Тепло, человечность, искренность присутствуют во многих любовных драмах, что очень вдохновляет.

Семья, любовь к своей семье справедливо расцениваются как высшая человеческая ценность. Об этом – грузинская живая, трогательная комедия про конкурс красоты «Улыбайся», израильское жизнеутверждающее семейное кино про взаимоотношения отца и дочери «Ложь во спасение», американская вольная интерпретация знаменитого романа Генри Джеймса «Что знала Мэйзи» о маленькой шестилетней девочке, которой недостает родительской любви, – «Развод в большом городе» (фильм закрытия).

Иногда жизнь намеренно сталкивает полные противоположности, которые начинают с невероятной силой притягиваться друг к другу. Стильный триллер в духе Хичкока канадского вундеркинда Ксавье Долана «Том на ферме» и российская неоромантическая драма в духе Каракса учеников Петра Фоменко – Сергея Тарамаева и Любови Львовой – «Зимний путь» не случайно оказываются рядом в нашей фестивальной программе.

На недосягаемую высоту тему любви поднимает выдающийся французский режиссер, признанный новатор киноязыка, один из патриархов французской «новой волны» Ален Рене. 15 апреля состоится вечер памяти этого уникального автора, ушедшего из жизни совсем недавно – 1 марта в возрасте 91 года – и оставившего нам «великое кино о великой любви»: «Хиросима, моя любовь», одно из самых совершенных творений мастера и одно из самых подлинных и трагических воплощений любви в кинематографе. Темы любви и памяти постоянно переплетаются в его картинах. Рене верит в любовь, способную соединить распавшуюся связь времен. Одна из последних его этапных работ – изящная, задорная и ностальгическая мелодрама «Дикие травы» (2009) подарит нам необыкновенные ощущения.

Скандинавский акцент

Трудно не заметить особый скандинавский акцент, подчеркивающий своеобразие этой программы. Фильм открытия – бельгийский коммерческий хит, оскаровский номинант как лучший иностранный фильм успешного режиссера Феликса фон Гронингена «Разомкнутый круг». Харизматичных персонажей воплощают на экране популярные национальные звезды – Верле Батенс и Йоханн Хелденберг.

Хелденберг к тому же является автором пьесы, ставшей основой фильма. Эта трогательная семейная история, наполненная душевной кантри-музыкой, – стопроцентно зрительское кино, что никак не означает снижения художественного уровня картины.

В последнее время скандинавский кинематограф не перестает удивлять оригинальностью и драйвом, своеобразной меланхоличной эстетикой и неподдельной искренностью. Норвежская экранизация классического романа Кнута Гамсуна «Виктория. История любви», финская антинацистская драма «Сердце льва» и датский криминальный триллер «Мистериум. Начало» – тому подтверждение.

Особенно советую не пропустить образцовый скандинавский нуар Миккеля Норгаарда «Мистериум. Начало», основанный на детективном бестселлере от сценариста «Девушки с татуировкой дракона». Сегодня именно скандинавским странам нет равных в выборе первоклассных криминальных сюжетов, в создании мрачной напряженной атмосферы, динамичных и небанальных ситуаций.

Жестко и радикально

Ни один наш фестиваль не обходится без радикальных авторских высказываний. На этот раз мы познакомимся с ярким представителем латиноамериканского реализма, мексиканцем Аматом Эскаланте, самобытным режиссером-самоучкой, приобщившимся к кино с пятнадцати лет. Жесткая драма «Эли», рисующая страшную мексиканскую повседневность, наверняка вызовет шок.

Сплав с анимацией

Внимание зрителей хотелось бы обратить на две необычные работы. В своем футуристическом блокбастере «Конгресс», изобретательном сплаве анимации и игрового кино, израильский режиссер Ари Фольман, создатель знаменитого «Вальса с Баширом», в очередной раз доказывает, что полнометражной взрослой анимации по плечу разбираться со сложными серьезными проблемами, такими как потеря человеком идентичности в век новых технологий.

Документально-мультипликационный фильм «ИЛЬФИПЕТРОВ» о культовом писательском дуэте молодого питерского режиссера Романа Либерова, использующий документальные съемки и наброски рисунков Ильи Ильфа и Евгения Петрова, а также шедевры советской авангардной живописи 1920-х, 1930-х гг., умело воссоздает атмосферу того времени.

Мятеж Рудольфа

Советую также не пропустить эффектную премьеру российской документальной драмы режиссера Татьяны Маловой «Рудольф Нуреев. Мятежный демон», которая пройдет в новом для нас творческом пространстве – Арт галерее «Трапеция» (ул. Ленина, 12) 19 апреля в 16 часов. Фильм о великом танцовщике ХХ века, человеке, прожившем необыкновенно драматичную жизнь, раскрывает феномен его непередаваемого магнетизма и удивительной притягательности.

Пусть стильное, нежное, крутое, витальное, наэлектризованное, нестандартное фестивальное кино поможет нам укрепиться в мысли, что любовь, доброта, человечность, искренность никогда не исчезнут из нашей жизни.

Выбор редакции

Мы выбрали для просмотра арт-стрим – нерадикальное зрительское кино, снятое известными и успешными режиссерами.

1. "Хиросима, моя любовь", военная мелодрама. Япония, <span style="color: