Невидимки создавали города

Ретроспектива зодчества от Виктории Чаплыгиной. В выставочном зале волгоградской ДХШ № 1 (ул. Краснознаменская, 6) открыта персональная выставка потомственной волгоградской художницы Виктории Чаплыгиной «Каноны и современность».


– По образованию я архитектор, и это подсказало идею выставки, – рассказывает Виктория. – Мне кажется несправедливым, что зодчие, построившие прекрасные города, остаются для потомков невидимками. Любой школьник знает, как выглядел Пушкин или Гоголь, достаточно открыть учебник, и ты найдешь их портреты. А вот образы Монферрана или Карла Росси не такие отчетливые, хотя созданные ими Исаакиевский собор и Дворцовая площадь – величайшие творения человека.

На выставке Виктория Чаплыгина показала большую серию керамических пластов «Зодчие и пространство». Изображены портреты великих архитекторов на фоне их самых знаменитых сооружений: здание биржи и Тома де Томон, Петропавловский собор и Трезини, Казанский собор и Воронихин… Надглазурная роспись сделана на керамической плитке, и этот традиционно «строительный» материал работает на общий замысел.

Центральной в экспозиции стала необычная панорама Царицына.

– До нашего времени не дожили здания старого Царицына, мы не знаем многих имен царицынских архитекторов. Фрагменты улиц и площадей известны нам в основном по сохранившимся фотографиям. Поэтому я сделала архитектурную развертку, в которую включила лучшие царицынские здания. Они и сейчас могли бы составить нашу гордость, если бы не были разрушены войной, – объясняет Виктория.

– Это нечто совершенно новое, я нигде такого не видела, – комментирует «Царицынскую панораму» искусствовед Лидия Ишкова. – Ее можно тщательно и подробно рассматривать вблизи, и тут невольно на память приходит известная «Панорама Петербурга» Алексея Зубова. Но отойдешь на несколько шагов, и эта кропотливая работа обретает объем, театральность, перспективу. И ее воспринимаешь как особый поэтический образ дореволюционного Царицына, немного сказочного, несмотря на присутствие исторических деталей. Хочется, чтобы эта царицынская панорама нашла себе место в каком-нибудь важном, значимом волгоградском интерьере.

Обращает внимание оригинальная авторская техника художницы. Надглазурная роспись с вкраплениями ювелирной эмали дополнена смальтами. Они спекаются при обжиге, и на панно появляются необычный рельеф, неожиданные цветовые акценты.

– Я смотрю не только на то, как это сделано. Привлекает личность художника. Покоряет доброта и чистота Виктории, женственной в каждой своей линии. Она нежна к своим героям, – делится впечатлениями искусствовед Ольга Малкова, – Ее поиски, эксперименты заслуживают внимания и очень последовательны. Мне кажется, Виктория «переговаривается» в большой степени с мастерами Ренессанса, слышны отголоски средневековой миниатюры. Видимо, она испытывает особую любовь к европейскому искусству. Но у нее есть собственный космос. Виктория Чаплыгина – органичный для Волгограда художник, которая внутри нашей общей культурной ситуации смогла создать свою «крепость», свой особый мир.

Выставка открыта ежедневно, кроме воскресенья, с 10.00 до 18.30 до 15 декабря.

DNG