Обитель для кротких казачек

В девятом веке дорога завела равноапостольных Кирилла и Мефодия к славянам. Изобретатели азбуки, как известно, принесли сюда восточно-христианский обряд. Обычай дошел и до слабо объединенных между собой территорий Руси. Православие принимали некоторые из родовых великих князей. Поэтому не стоит думать, что к мировой религии приобщили русских северяне Рюриковичи, крестившиеся в Корсуни столетием позже.

И придонские земли понемногу присоединялись к восточно-славянскому союзу. В те времена между нашими предками и половцами была вражда, но во время мирных периодов сосуществования народы дружили, создавались даже совместные семьи. Как правило, в межнациональных кланах воцарялся христианский быт. В итоге через 400 лет на Среднем Дону была учреждена православная епархия. Обитатели сотен километров донских степей стали паствой ее монастырей.

Одной из них через 300 лет стала Усть-Медведицкая Спасо-Преображенская обитель. Первоначально (с 1638 года) здесь устраивали службы лишь для казаков. Монастырь тогда назывался Межигорским. Местом его расположения был склон довольно возвышенного мелового плоскогорья. Благодаря этому обстоятельству на обширной низменной степи культовое сооружение смотрелось величественно. Почва здесь солонцеватая и малоплодородная, но когда-то край был насыщен лесами. Ввиду этого местность вполне устраивала кочевые племена гуннов, хазар, печенегов и половцев, потомки которых постепенно здесь осели и перемешались. Они-то и стали предками первых донских казаков, быстро ассимилировав волну беглых крестьян из Московии, нахлынувшую сюда в XV веке. Отчаянные, но фанатично верующие люди, не имея поначалу христианских храмов, долгое время поддерживали связь с иеромонахами Киевского Межигорского монастыря. В честь него они назвали уже в XVII веке собственную церковь.

Монастырь был основан для престарелых и раненых «от военной брани». Рядовые донцы попросили у руководства Войскового округа участок близ устья Медведицы, в овраге Межигорской пустыни. Набеги татар привели к тому, что сооружение пришлось переносить на другой берег Дона. Оно оказалось напротив станицы Усть-Медведицкой. С 1652 года начинается история нового монастыря. Строительные работы лично благословил патриарх Никон.

Через сто лет он стал жертвой весенней водной стихии. Святое место подобно кораблю поплыло по разлившейся реке. В глазах многих это виделось знамением…

Для устройства уже третьего Божьего дома избрали пятачок, лежащий на полверсты выше старого местоположения. На этой полугоре в 1754 году и был возведен монастырь, который мы можем наблюдать и ныне. Его создание на этот раз посвятили Преображению Господнему с пределом Донской иконы Божией Матери. По просьбе местного населения Российский Синод через 29 лет распорядился преобразовать мужской монастырь в… женский. Это объяснялось тем, что кротким казачкам не нравилась жизнь в девичьем собрании и многие из них пожелали свою обитель. Между тем мужских заведений для иноков здесь было уже три. Спустя некоторое время статус монастыря был сведен до положения приходской церкви, однако к началу позапрошлого века старое звание было вновь восстановлено.

Знаменитая игуменья Арсения заботами своими придала монастырю шикарный вид, уже более напоминающий его современный облик. В 1877 году были сведены под главный купол каменные и кирпичные кладки, поставлены белые мраморные колонны.

В 1927 году советская власть повелела закрыть монастырь. Две церкви, находящиеся на его площади, использовались сначала как детская колония, а затем успели побыть электростанцией, зерноскладом и пионерским лагерем. В 1942-1943 годах православный комплекс явился местом кровопролитных сражений, а в «застойную» эпоху большой ущерб монастырским храмам нанесли простые граждане. Стыдно даже упоминать, что здесь творилось…

После учреждения в 1991 году автономной Волгоградской епархии по ходатайству архиепископа Германа было решено: «Благословить открытие Свято-Преображенского Усть-Медведицкого мужского монастыря». С 1992 по 2001 год женский монастырь восстанавливает свой прежний вид.

В Серафимович можно добраться с помощью регулярного транспорта или стать участником экскурсии. Проход на территорию монашеской обители в заборе сделан через часовню, которую должен пройти каждый прихожанин, желающий посетить святое место. Здесь вам расскажут об исцелениях и других чудесах, связанных с пещерами и камнем.

DNG