Они были разные... и были вместе

Их семейный и творческий союз вошел в историю волгоградской культуры, и хотя бы потому стоит посмотреть их работы, впитавшие дух времени. Совместная экспозиция двух этих авторов уже не первая, но, пожалуй, самая масштабная и разноплановая. Для многих зрителей – ностальгическая.

Александр Никифорович Червоненко (1912 – 1994) и Надежда Елисеевна Черникова (1916 – 2010) полвека прожили вместе и работали в одной мастерской. Их дочь, приехавшая на вернисаж из Москвы, рассказывает, что родителей связывало большое чувство:
– Они каждый день шли к мольбертам, как к станку, не ждали творческого подъема. Но при этом никогда не забывали друг о друге и о нас.
...Они были вместе, но они были разные – на выставке это особенно заметно. Даже в камерных натюрмортах, несмотря на схожие сюжеты, чувствуются разные манеры мастеров крепкой советской школы, от импрессионистически легкой у Червоненко до пластически насыщенной у Черниковой.
Собравшиеся на открытие выставки особенно часто вспоминали ушедшую из жизни всего год назад Надежду Черникову, которой в эти дни могло бы исполниться 95 лет. Говорили о ее светлой, неутомимой натуре. Несмотря на возраст, Надежда Елисеевна оставалась легкой, жизнерадостной, полной женского обаяния. И сам ее уход из жизни казался нелепой случайностью.
В 30-е она закончила Сталинградский художественный техникум, вышла замуж за однокурсника Александра Червоненко и оставила девичью фамилию, чтобы не «запутывать» зрителей.
Вместе с мужем они поступают на живописный факультет в Харьковский художественный институт. Потом началась война. Призванный в числе первых на фронт, Александр Червоненко дошел до Победы, а его жена пережила ужасы бомбежек.
В Сталинграде она включилась в работу Товарищества художников, вместе с друзьями рисовала боевые листки, которые вывешивались на центральной улице города по примеру московских «Окон ТАСС». С маленькой дочерью на руках скрывалась в августе 1942-го в подвале драмтеатра. В этюдах и рисунках Черниковой воскресает сталинградская трагедия – горящий факелом город, переполненные мирными жителями баржи и лодки, осиротевшие дети.
Некоторые зарисовки c натуры она успела сделать до эвакуации в Саратовскую область. В 1943 году художница вернулась в Сталинград и несмотря на страшные лишения продолжила работу. Груды битого кирпича от разрушенных домов, торчащие из-под земли трубы землянок, костры у палаток, – знакомое по кадрам кинохроник прошлое художница запечатлела на бумаге, а в позднейшие годы и на холсте. Горестные образы тревожили ее до конца дней. Некоторые из этих работ представлены на выставке.
Еще здесь есть парадные натюрморты, пейзажи индустриальных строек и улиц любимого города, прелестные портреты детей, психологические автопортреты. Надежда Черникова и Александр Червоненко принадлежали к поколению оптимистов, которые вместе с небольшим коллективом живописцев и графиков возрождали творческую жизнь Сталинградского отделения Союза советских художников. Оба участвовали в первой после Сталинградской битвы выставке.
– Своего рода эпиграф выставки – великолепный натюрморт «Полевые цветы» Александра Червоненко, с тончайшей нюансировкой настроения, написанный на одном дыхании, в котором ощущается присутствие замечательного мастера, – рассказывает куратор выставки искусствовед Лидия Ишкова, – экспонируется «Портрет матери» Надежды Черниковой – одна из самых проникновенных и удачных работ художницы.

Поделиться в соцсетях