От Пушкина до Кампанеллы

В Волжском при большом стечении народа открыта новая творческая площадка – музей-мастерская Петра Малкова. Имя скульптора Петра Малкова не все волгоградцы назовут с ходу, но буквально каждый знает его работы: от панно на доме Павлова и памятника морякам-североморцам до стелы-волны на въезде в Волжский. Новый творческий центр его имени – не музей и не галерея в обычном понимании. Здесь нет бдительных старушек-смотрительниц и не запрещено трогать экспонаты руками. Наоборот, в этом музее каким-то чудом сохранено живое пространство мастерской художника. Атмосферой знакового места прониклась обозреватель «ВП» Юлия ГРЕЧУХИНА

Здесь воскрешена эпоха

На открытии мастерской вместо традиционных ножниц был использован штифторез – этими «кусачками» разрезали стальную цепь, заменившую привычную красную ленточку. Церемония абсолютно в духе места, где так чувствуется присутствие скульптора, работавшего с камнем, деревом разными тяжелыми инструментами.

Творческий центр «Мастерская Петра Малкова» – атмосферное место, которое нужно обязательно увидеть своими глазами. Здесь гостя повсюду окружают скульптуры, эскизы, сотни вещей, фотографий.

Прибавилось лишь компьютерное оборудование, которого при жизни Малкова еще не было. На этой площадке планируется устраивать мастер-классы, лекции, творческие лаборатории, концерты.

Здесь все пропитано памятью о человеке, чьи мысли и дела оставили прекрасный след в Волгограде, Волжском. Посетители мастерской не просто познакомятся с историей создания знаменитых монументов. Здесь воскрешена эпоха. Своими глазами видишь обычно скрытую от посторонних глаз «кухню» скульптора – не только законченные произведения, но и наброски, инструменты, снимки моделей, карандашные рисунки, формы для литья.

Свернули горы

После смерти скульптора в мастерской наступило временное запустение. Однако дочь и наследница художника искусствовед Ольга Малкова вместе с вдохновителем и организатором, автором многих успешных проектов Федором Ермоловым, единомышленником Александром Барановым, волонтерами и художниками за короткий срок свернула горы бюрократических и хозяйственных проблем.

И вот мастерская Малкова словно родилась заново. В день открытия посетить новый музей пришло более 400 человек. Холодный осенний дождь и диванное настроение не помешали – люди шли в мастерскую до самого вечера. Ахали и восхищались, осматривая живописный увитый виноградом внутренний дворик под открытым небом. Там находятся большие монументальные произведения мастера, дополненные «свежими» инсталляциями и рабочими материалами, которые выглядят как специально поставленные натюрморты.

Дом художника

Здесь поселилось современное искусство – оформлением двора занимались молодые художники Волгограда и Волжского: Дмитрий Зимин, Станислав Азаров, Антон Грунцов. Пришедшие на открытие по достоинству оценили неповторимое очарование пространства мастерской, где можно рассматривать каждый сантиметр, изучать библиотеку и фонотеку, фотомастерскую, альбомы с вырезками и снимками, слепки, медальоны, маски, скульптурные головы и бюсты. А у стены притулился… скелет (учебное пособие).

Ольга Петровна Малкова поздравила всех с открытием и поделилась воспоминаниями об отце. Она рассказала, как непрерывно продолжался творческий процесс, не знавший выходных и отпусков, о том, как рождались многие образы.

– Отец из всех поездок привозил какие-то материалы. Камень, дерево – все это он приносил в дом и мастерскую. Вот этот ствол дерева, украшающий мастерскую (он, как колонна, поддерживает полку с рядами слепков и гипсовых голов), отец нашел на улице, принес домой, очистил от коры. Карбышев и Пушкин

Скульптуры Малкова выполнены из керамики, песчаника, мрамора, дерева, металла. У каждой своя интересная история. Несколько лет вынашивалась идея создания въездного знака города Волжского. Как известно, это город гидростроителей. Форма знака – чистая пластика, очертания и волжской волны, и движения воды, выходящей из турбины.

Малкову довелось быть бескомпромиссным представителем «сурового стиля» (мемориальная стена на Доме Павлова) и создателем лаконичных классических образов (памятник Карбышеву). Мастер кропотливо изучал сохранившиеся прижизненные портреты Карбышева, фотографии…

Он не раз встречался с дочерью генерала (она была очень похожа на отца), знакомился с семейным архивом и был глубоко покорен личностью этого русского офицера. Из всех известных изображений Карбышева дочери нравился именно бюст работы Малкова, где лицо генерала мужественно и аристократично.

Очень дорога Малкову была поэзия Пушкина. Даже на фронте в вещмешке он носил книжечку стихов. Стал скульптором, пристально изучал иконографию поэта в музеях. Пригодилось и то, что в 1970-х Малков лепил портрет студента мединститута – молодого эфиопа (этот бюст есть в мастерской).

Город, открытый солнцу

Георгий Жуков, что бы о нем сегодня ни говорили и ни писали, пользовался уважением ветерана Великой Отечественной войны Малкова. Петр Лукич видел маршала на фронте и уже после войны – в Одессе 1946 года. В портрете Жукова он передал мужественную красоту знаменитого полководца, твердый характер, волю в каменном монолите.

Самый уникальный памятник, который есть, но его пока нет…Это подаренная Малковым городу статуя гранитного Кампанеллы. Волжский, открытый солнцу, с первого колышка создаваемый архитекторами и художниками, отчасти казался скульптору Малкову воплощением придуманного Кампанеллой «Города Солнца».

Может, когда-нибудь среди памятников Волжского появится и памятник Кампанелле – как символ мечты и как дань уважения Созидателям…

Досье «ВП»

Герой проекта – скульптор, народный художник РСФСР, почетный гражданин Волжского, фронтовик, человек, сильно и успешно выстроивший свою жизнь, – Петр Лукич Малков (1924–2014). Наверное, нет волжанина или волгоградца, которые бы не встречались с его творениями. Его руками созданы въездной знак города Волжского и памятник Пушкину, мемориальная стена на доме Павлова и памятник морякам-североморцам в Волгограде, волжские памятники Карбышеву и героям Гражданской и Великой отечественной войн, воинам-интернационалистам. Его монументы стали знаками и символами времени. Петр Лукич Малков – неординарная творческая личность, сыгравшая значительную роль в культурной жизни нашего региона, фронтовой связист, выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной. Много лет он преподавал, воспитал несколько поколений архитекторов, дизайнеров, художников-монументалистов.

В экспозиции музея-мастерской представлены произведения Петра Лукича, макеты памятников, обширнейший архив и библиотека, оборудование фотолаборатории и инструменты скульптора. Как и прежде, в мастерской звучит музыка – фонотека скульптора насчитывает более двух тысяч пластинок.

Возьмите на заметку

Музей-мастерская Малкова работает с 10 до 17 часов, выходные – понедельник и вторник. Следите за новостями и обновлениями на страницах мастерской в соцсетях.

ГДЕ ЕЩЕ ЕСТЬ ТАКИЕ МУЗЕИ?

Мемориальный музей «Творческая мастерская С. Т. Коненкова» (Москва)

Музей был открыт к столетию мастера в 1974 г. В нем сохранены мастерская и жилые комнаты. Удалось сохранить все особенности интерьера, выполненного по личному проекту самого Коненкова. Здесь он жил и работал с 1947-го по 1971 год. Постоянная экспозиция – самое крупное и значительное собрание работ классика русской скульпторы. Большую ценность представляет обширная библиотека, фонд фотографий, включающих изображение произведений Коненкова, оставшихся в США, записные книжки, рукописи статей и книг.

Мастерская Аникушина (Санкт-Петербург)

Единственная в Петербурге скульптурная мастерская для изготовления моделей памятников в натуральную величину. Это специфическое архитектурное пространство с профессиональным оборудованием, многофункциональный культурный центр с мемориальной экспозицией и арт-пространством для современной выставочной деятельности. Бывшая мастерская Аникушина является филиалом Музея городской скульптуры. Когда-то здесь рождались знаменитые монументы, а теперь все желающие могут познакомиться с той стороной жизни памятников, которая обычно скрыта от простого зрителя.

DNG