Перезагрузка в НЭТе: театр открыл сезон экспериментальным спектаклем

Новый экспериментальный театр открыл сезон премьерой, которая преподнесла сюрпризы его завсегдатаям.

Для НЭТа прошедшее лето было трудным. Несмотря на недавние события, получившие широкую огласку, театр продолжает творческую работу в штатном режиме. Однако для зрителей, пришедших на премьеру, полной неожиданностью стал актерский состав новой постановки. В программке – ни одной знакомой фамилии!

Некоторые ведущие актеры театра, которых мы привыкли видеть в таких ответственных спектаклях, на этот раз были замечены в зрительном зале, а на сцену вышла молодежь – студенты актерского отделения ВГИИКа (курс народного артиста России Отара Джангишерашвили).

С первых минут спектакля эти «дети» порадовали своей уже вполне профессиональной техникой, а еще куражом и задором, как и требовал того материал: пьеса классика советской драматургии Алексея Арбузова «Город на заре» о романтике комсомольской стройки на Амуре.

1932 год. Тайга, суровая природа и горстка бедно одетых парней и девушек, приехавших на край света «познать жизнь и самих себя». Наивная, мягко говоря, мечта «построить город за шесть месяцев», а потом – чернорабочие будни на пределе физических сил. Испытание на выносливость, которое быстро проявляет в людях их лучшие и худшие качества…

Молодые актеры играли практически своих ровесников, что придавало их героям особую достоверность и обаяние. Эпизоды арбузовской «романтической хроники» выхватывали по очереди поступки отдельных персонажей, где было все – порядочность и подлость, верность и предательство, и дружба, и первая любовь.

Режиссеры-постановщики спектакля – актеры Екатерина Мелешникова, Дмитрий Макаров, Анастасия Фролова (да-да, сразу трое) помогали зрителю оглянуться из своего 21-го века на историю Родины. Они с большим уважением создавали поэтичный собирательный образ всего старшего поколения созидателей, которые себя не жалели за светлый завтрашний день. Не зря спектакль посвящен трудовому подвигу жителей Сталинграда и всем ветеранам тыла, героически поддержавшим фронт, возродившим Сталинград и нашу советскую Родину после Великой Отечественной войны.

С другой стороны, и пьеса Арбузова, и театральные ее постановки были событиями – для своего времени. Откровением и чуть ли не крамолой была мысль о том, что никакие производственные успехи не стоят одной человеческой жизни. Историческим памятником сейчас выглядят отголоски борьбы с троцкистами и прочими уклонистами – главный отрицательный герой как раз «из них»...

Многие помнят одноименный фильм-спектакль 1957 года по той же пьесе Арбузова со звездным составом Вахтанговского театра, его высокую патетику и лиричность. Но сегодня, спустя 70 с лишним лет, тот же пафос выглядит, если можно так выразиться, музейным. И стоило ли в стилистике полувековой давности подавать все эти высокопарные монологи «Куда ты завела меня, маленькая книжица ВЛКСМ?» «Я выдал 200 процентов, а Жмельков 80» – для меня открытый вопрос. А вот горьковатая интонация Шевчука в песне о Родине в финале – именно то, что заставляет сжиматься сердце.

Фирменные нэтовские шутки. На этот раз их было не так много, одна из них – по поводу «толстого слоя асфальта» для Города Будущего, чтобы каждый год не ремонтировать покрытие дорог, – эту шпилечку подпустить не забыли.

Прикосновение к этой теме для молодой поросли актеров, вероятно, было своего рода экспериментом. Это оборот в не столь далекое прошлое, но уже в совсем чужую для них страну со своими «песнями о главном», стихами, идеалами. Кстати, самыми обаятельными были моменты, где они дружно поют те самые советские песни про Ангару и Бирюсу, слушают Маяковского, легко и красиво выплясывают – особенно потрясли хореографические таланты комсомольского секретаря Аграновского (Алексей Жидков). Зяблик (Влад Шульгин), Альман (Артемий Татаров), Наташа (Кристина Алешина), Белоус (Игорь Тальский), Жмельков (Станислав Степаненко), Оксана (Екатерина Смородина), Леля (Ксения Посохова) и другие – в этом крепком актерском ансамбле трудно выделить кого-то одного, все хорошо сыграны и поддерживали друг друга.

Не последнюю роль в спектакле сыграла высокая конструкция, построенная на сцене (художник-сценограф – Отар Джангишерашвили). На индустриальный характер этой вышки – в духе главных строек коммунизма – намекали шестеренки, пропеллер, канаты. Спойлеров не будет, но в финал это сложное сооружение вписалось весьма эффектно.

Вперед, в светлое будущее! Есть ли тут площадь имени Томазо Кампанеллы, цветущие сады и хорошие дороги? Как вы тут, уважаемые товарищи потомки? Зрители, судя по их реакции, тепло приняли новую работу театра.