Подушка безопасности для культуры

По какому сценарию могут развиваться отношения «госсектора» культуры с властями? Как ударит по отрасли бюджетная реформа? Чем грозит провинциальным театрам, музеям, библиотекам «страшный» Федеральный закон № 83? Станет ли адекватной зарплата у хранителей вечных ценностей? Когда «дворцы», «храмы» культуры смогут не только красиво зваться, но и выглядеть таковыми? И ключевой вопрос: изменится ли отношение чиновника, депутата, казначея к «остаточному» финансированию культуры? Обо всем этом откровенно, без сглаживания острых углов, было сказано на областном совете по культуре. Увы, многие вопросы пока еще остаются открытыми...

После большого конгресса в Ульяновске в культурном сообществе появились робкие надежды, что системный кризис в отрасли будет разрешаться. Не зря же культуру на всю Россию объявили ресурсом модернизации. Пока это декларации. Многое зависит от политической воли «федералов» и «областников», от борьбы приоритетов: что экономически целесообразнее – строить дорогу или храм.
Об этом и о том, как завтра жить-выживать региональной культуре, в минувший понедельник шла речь на областном совете по культуре.
Напомним, юный общественный орган при губернаторе появился меньше года назад. Большинству волгоградцев не надо представлять его участников. У этих людей есть имя, авторитет, заслуги, которые дают моральное право говорить от лица творческой интеллигенции, рядовых работников. Совет исполняет роль связующего звена с высшим руководством области, вырабатывает рекомендации по формированию культурной политики в регионе.
О потенциале и общественном весе молодого губернаторского совета говорит серьезность заявляемых тем, и даже – очевидно – то, что в нем участвуют сразу два вице-губернатора – председатель совета, первый заместитель главы обладминистрации Геннадий Чуриков и вице-губернатор Олег Матвейчев.
Обсуждаются, без преувеличения, фундаментальные позиции. Зампредседателя областного комитета по культуре Сергей Тюрин доложил, как протекает ухабистый процесс бюджетного реформирования.
Сразу привлекло внимание, что наиболее массовой формой бюджетного существования культуры станут казенные учреждения. Они считаются наиболее стабильными, но в то же время и самыми консервативными – с финансированием по смете, путами 94-го Федерального закона, которые не проклинал только ленивый.
Однако редкие коллективы соглашаются переходить в альтернативные бюджетные учреждения нового типа, а тем паче в «автономку». Финансирование в БУНТы и АУ будет доводиться в виде субсидий, в рамках госзаданий. Такие учреждения, и особенно автономные, получают удочку для своих идей. Они могут свободно манипулировать средствами, привлекать небюджетку. Увы, эта «петля свободы» директорам кажется самоубийственной, учитывая, что финансирование культуры дефицитно, недостаточно, а материально-техническая база обветшала донельзя. «Подписываться» на такие условия желающих нет.
По предварительным прикидкам, расклад красноречивый – 74% учреждений культуры в регионе остаются казенными и только 1% уйдет в «автономию».
А вот в соседних территориях почему-то картина другая. В Краснодарском крае, например, насчитывается 95 автономных учреждений, а казенных практически не осталось. Обскакала Волгоградский регион в этом плане и Ростовская область. Объяснение простое – в том же Краснодаре не первый год действуют четыре (!) долгосрочные целевые программы поддержки краевой культуры.
Сравним: в Волгоградской области сейчас ведомственный комитет смог пробить лишь одну – по сохранению и поддержке культурного наследия, стоимостью в 124 млн рублей. Это реальный прорыв. Но нельзя забывать, что не прошла через комитет по финансам и легла под сукно актуальнейшая программа по развитию материально-технической базы муниципальных ДК и библиотек, положение которых поистине бедственное.
Зарплаты же там таковы, что отток профессиональных кадров, их старение стали настоящей катастрофой. Сотрудники в возрасте до 30 лет составляют лишь 17%. О жизненно необходимой индексации окладов для этой категории бюджетников власти как бы забыли.
Строительство объектов культуры в регионе не ведется, а потери велики – зал-«тысячник» областной филармонии передан судейским, и ничего взамен до сих пор не предложено. 40% творческих коллективов региона довольствуются арендованными площадками. Многие учреждения полвека не видели ремонта.
Художественный руководитель НЭТа Отар Джангишерашвили в качестве яркой иллюстрации к этой статистике привел пример своего театра. Историческое здание Дома науки (где после войны был открыт драмтеатр) не имеет цехов, хранилища декораций. 60 лет не менялась машинерия сцены. Трижды готовились проекты реконструкции театрального дома, и все три раза планы оставались только на бумаге.
НЭТ не единственный, кто ждет своей очереди на реконструкцию. Не в лучшем, если не в худшем, положении Музей изобразительных искусств, Казачий театр, Царицынская опера. Областной комитет по культуре, по словам его председателя Виктора Гепфнера, будет планомерно заниматься их «ремонтным вопросом» и в рамках принятой программы за кулисы в ближайшее время «ступит нога строителя».
Несмотря на положительные моменты, в целом ситуация крайне неблагоприятна для региональной культуры, страдающей от «дикой нехватки площадей». И очень важна активная поддержка первых руководителей области по передаче из Росимущества профильных учреждений культуры – ДК ГУВД в Советском районе и Дома офицеров.
Лучше всех настроение собравшихся выразил известный журналист, член областной Общественной палаты Ефим Шустерман. Он справедливо отметил, что необходима долгосрочная грамотная целевая программа развития отрасли. А если этот документ будет «встраиваться» в аналогичные федеральные программы, можно рассчитывать и на дополнительное финансирование из Москвы.
Но главное, сейчас, на стадии формирования бюджета, дело чести добиваться, чтобы ничтожный 1,1% расходной части бюджета на культуру довести хотя бы до 2%, а лучше до 3%. Системный подход к проблемам культуры должен, наконец, возобладать в политическом руководстве региона. Тогда и дела бы пошли совершенно иначе. Е. Шустерман предложил «как можно быстрее и громче» объявить следующий 2012-й Годом культуры в Волгоградской области и подкрепить этот политический акт конкретными действиями.
Высказаны интересные предложения по использованию инструментов благотворительности, созданию попечительского совета при губернаторе. Не откажутся от собственного попечителя ни один музей, и даже – ни одна картина. Шефство меценатов над отдельными произведениями искусства, по словам директора ВМИИ Елены Орловой, обычная европейская практика. Благотворительные спектакли, выставки, аукционы и в России тоже вполне осуществимы.
О необходимости ударного «пиара» волгоградского искусства и культуры сказал О. Матвейчев, задавший риторический вопрос о наличии сайтов, интерактивной раскрутки наших артистов, театров, музеев.
Подводя черту, Г. Чуриков согласился с тем, что сочетание разных источников инвестиций, видов помощи пойдет на пользу культуре, которой на тернистой дороге реформ нужна «финансовая подушка безопасности».

Поделиться в соцсетях