Погружение в Пуччини

Волгоградцы услышали красивейшее произведение мирового репертуара – «Тоску» Джакомо Пуччини. В «Царицынской опере» это первая серьезная премьера сезона.

Над ее постановкой трудился творческий десант, приглашенный из легендарного Мариинского театра – заслуженный деятель искусств России режиссер Иркин Габитов; заслуженный художник России, много работающий как в Санкт-Петербурге, так и в регионах, Вячеслав Окунев. Вел спектакль великолепный Фабио Мастранжелло – артистичный, темпераментный дирижер-постановщик. Оркестр под его управлением звучал прекрасно.
Празднику искусства не помешали холод в фойе и убогий вид ветхого театрального фасада, замаскированный большим баннером. Несмотря на скромные финансовые возможности театра, зрителям показали ультраклассический оперный спектакль.
Он интересен и драматически, и музыкально. Чувствовались крепкая профессиональная рука режиссера, вкус художника-постановщика.
Любовно-политическая коллизия о том, как примадонна Флория Тоска стала невольной причиной гибели своего возлюбленного художника Марио Кавардосси, разворачивается на фоне имперского Рима. Вместо более привычной поклонникам «ЦО» аскетичной сценографии на сей раз построена роскошная декорация. Она явила росписи и мраморные колонны церкви Сант-Андреа, богатый интерьер палаццо Фарнезе, могучий силуэт собора Святого Петра на фоне бегущих по видеоэкрану облаков.
Кстати, в период написания оперы композитор предпринял путешествие в Рим, где изучал древний замок Сант-Анджело, куда по сюжету заточен Кавародосси. Пуччини специально слушал тональность колоколов, перезвон которых так украшает великолепный музыкальный текст оперы.
На сцене кипели страсти. Сложнейшую партию Тоски на премьере доверили молодой талантливой артистке «Царицынской оперы» Юлии Почкаловой. И в образе прелестной импульсивной итальянки она выглядела очень даже убедительно. Что касается вокального исполнения, то для Тоски нужен крепкий и выносливый голос. Обычно эту партию, которую не зря считают коварной, исполняют более зрелые состоявшиеся певицы. Было заметно, что к третьему акту Тоска устала, ей трудно. И все же мы рады за молодую артистку, выступившую с такой значительной работой, и желаем ей удачи, дальнейшего творческого роста.
В роли Кавардосси блеснул яркий, обаятельный волгоградский тенор Роман Байлов. Здесь, в отличие от музыкального театра, где волгоградская публика его часто слышит, Роман Байлов раскрылся, с наилучшей стороны показал свои вокальные возможности. Зритель поверил, что его Кавардосси – любовник и революционер поневоле – может и за идею пострадать, и женское сердце покорить.
Партию Скарпиа пел приглашенный из Мариинки баритон – народный артист России Виктор Черноморцев, чей профессионализм не вызывает сомнений. Сейчас певец в том возрасте, когда голос несколько стерт, хотя слышно, что в свое время это был профессионал высокого класса. Монстра и тирана Скарпиа Виктор Черноморцев изображал, опираясь на свою богатырскую стать и мощную фактуру.
Отгремели аплодисменты, меломаны остались довольны. Но в глубине души у верных поклонников «Царицынской оперы» поселилась некоторая тревога. Что будет дальше, когда, получив свои гонорары, приглашенные мастера отбудут к себе, в северную столицу? Кстати, в премьере были заняты и певцы из другого волгоградского театра. А это значит, что «Царопера» нуждается не только в ремонте, но и в создании полноценного собственного штата. Без этого «классические успехи» станут событиями исключительными.