Попурри на вечные темы

Так не должно быть. Но, увы... Кажется, некоторые волгоградские театры не очень уважают друг друга и своего зрителя. Вы спросите, почему? В минувшую среду Волгоградский музыкальный театр показал премьеру: спектакль «Маленькие трагедии».

Публику ожидала встреча с великолепными классическими произведениями: лаконичной оперой Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», написанной по одноименной маленькой трагедии Пушкина, в музыкальную ткань которой органично вошли фрагменты Реквиема зальцбургского гения (первое отделение). Второе отделение – этюды на тему оперы «Фауст» Шарля Гуно, драматическая сцена из «Фауста» А. С. Пушкина и вакхический балет «Вальпургиева ночь».

Хотелось, откинувшись на спинку кресла, раствориться в великолепной музыке. Но мешало странное, раздражающее «дежа вю». Ведь буквально полтора месяца назад в «Царицынской опере» волгоградские меломаны смотрели премьеру той же «маленькой оперы» Римского-Корсакова. Теноровую партию Моцарта тогда исполнял интересный певец и актер Роман Байлов. И даже в сценографии совпадения удивительные: пространство сцены так же затянуто траурно черной тканью, на котором светлыми пятнами выделяются белый рояль и канделябры...

Положение у волгоградских театралов оказалось незавидным. Волей-неволей пришлось сравнивать две аналогичные постановки. История о талантливом честолюбце Сальери, для которого нестерпимо присутствие рядом более талантливого соперника, «Царицынской оперой» была доведена до поистине античного трагизма – с низменными и высокими страстями, роковыми предчувствиями, коварным предательством и неизбежным возмездием. И вот – та же тема, тот же музыкально-вокальный материал в Волгоградском музыкальном театре. Однако с каждой новой фразой солистов росло чувство обидного разочарования.

Лилась несравненная музыка (оркестр под управлением музыкального руководителя и дирижера-постановщика спектакля заслуженного артиста России Анатолия Смирнова звучал великолепно). Сверкали и переливались роскошные костюмы двух главных действующих персонажей (художник – Ирина Елистратова). Но почему-то театральный праздник, эмоциональный драйв никак не наступал.

Что случилось с легким, саркастичным, лучезарным Моцартом-Байловым? Он превратился в правильного, приглаженного, холодноватого «первого ученика» – никак не гения, который посылается в мир один раз в столетие и так же загадочно забирается. Абсолютно неестественны были «стоп-кадры», когда Моцарт замирал в нелепой позе перед роялем, в то время как оркестр исполнял фразы из его только что написанной «безделицы».

Статичен был заслуженный артист России Владимир Думенко (Сальери). Артист словно по обязанности вел свою вокальную партию. Хотя по замыслу Пушкина и Римского-Корсакова центральная фигура спектакля – именно Сальери с его бесспорным талантом, дьявольским честолюбием, невероятным фанатизмом. Эпизод отравления Моцарта получился смазанным, зрители его почти не заметили. Зато неожиданной и не очень логичной «находкой» оказался финал, когда Сальери ... решил заодно отравиться и сам.

Спасала спектакль великая музыка. Очень хорошо звучал хор (хормейстер – заслуженный артист России Леонид Пономарев). И когда благодарная и щедрая волгоградская публика поднималась с мест, аплодируя и крича «Браво», хотелось продолжить: «Браво, Моцарт!», «Браво, Римский-Корсаков!»

Увы, Волгоградский музыкальный театр в последние два года не очень радовал зрителя. Об этом не так давно на страницах «Волгоградской правды» писала театральный критик Наталья Сломова («ВП», № 74, 26 апреля, 2011 г.). За долгий срок это лишь вторая премьера художественного руководителя театра и главного режиссера Вадима Милкова. К сожалению, эту работу трудно отнести к его творческим удачам.

Несколько слов о втором отделении. Оно просто невнятно выстроено – и балет, и драматический текст, и блистательные арии в исполнении молодых талантливых солистов Игоря Шумского (Фауст) и Романа Кочетова (Мефистофель).

Очень хотелось неотрывно следить за развитием действия, увидеть цельный спектакль с прологом, кульминацией, эпилогом.

Очень хотелось! Но, увы, на сцене Волгоградского музыкального театра мы увидели вместо логичного, режиссерски выстроенного действия – эклектичное попурри на вечные темы.