Пришельцы в городе

  • Пришельцы в городе
  • Пришельцы в городе
  • Пришельцы в городе
  • Пришельцы в городе
  • Пришельцы в городе
  • Пришельцы в городе
  • Пришельцы в городе
  • Пришельцы в городе
  • Пришельцы в городе
  • Пришельцы в городе
  • Пришельцы в городе
  • Пришельцы в городе
  • Пришельцы в городе
Красные человечки – символ "креативного режима". Именно с ними у многих ассоциируется Пермь, где произошла культурная революция, которая, правда, непонятно чем закончилась. В минувшую пятницу в заповеднике Старая Сарепта открыта выставка скандальных красных «пришельцев». Что бы это значило?

На открытие выставки «Red People. Арт-конструктор» в Волгоград прибыл один из авторов красных человечков, дизайнер арт-группы Pprofessors (Санкт-Петербург) Андрей Люблинский, ставший после Перми фигурой культовой.

Он провел с волгоградцами творческую встречу «Между собакой и волком», где много чего порассказал о своих проектах за последние 10 лет, о творческой "кухне", коснулся финансовых и правовых аспектов, пиар-технологий.

В арт-группу Pprofessors кроме него входит Мария Заборовская, вместе с которой Люблинский занимается графическим дизайном и паблик-артом, преподаванием (отсюда и название группы), разработкой игр, игрушек и всего, что с этим связано.

– У нас за спиной 19 лет фриланса, работы без обеда и без выходных. Трудоголизм зашкаливает, благодаря этому мы добились кое-каких результатов, – без ложной скромности сообщает Люблинский, – мы работаем на границе искусства и дизайна, за что получаем и от художников, и от дизайнеров. Но у нас много поклонников, ведь мы придумываем классные вещи. Хотя что с ними делать, иногда не знаем...

Помимо выставок Pprofessors устраивают (и зарабатывают этим) мастер-классы, лекции, все что угодно, чтобы любой человек мог прийти и поучаствовать в интерактиве. Люблинский увлекательно рассказывает, например, о мастер-классе «Сериал "Продукты 24"» (поделки из бумаги). Его проводят для детей в музеях. Но можно такие же мастер-классы делать и для взрослых. Например, на корпоративах.

Идея «красных человечков» посетила Люблинского в дождливый тусклый день. Бесконечные серые крыши под свинцовым питерским небом – в этот унылый городской пейзаж, видный из окна его мастерской, так и просилось вызывающее ярко-алое пятно.

Другая часть идеи состоит в том, что красный человечек по сути – конструктор. Человекоподобный персонаж (высотой от нескольких сантиметров до 4 метров) собирается из 13 прямоугольных деревянных брусков. Скульптура считается законченной, когда человек-модуль взаимодействует с углом 90 градусов. Тогда его можно помещать в интерьеры или на улицу, в городскую среду.

Четырехметрового красного человечка из пластика буквально посадили на крышу органного зала филармонии в Перми. Еще двое красных «катались» поблизости на самокатах, один сидел на троне и т. д. Учитывая потраченные на это десятки тысяч казенных рублей при убыточном краевом бюджете, акция вызвала острое недовольство. Не меньший шум возник, когда через пару лет человечков стали убирать из Перми, неофициальным символом которой они стали.

– В общем, было весело, – резюмирует Люблинский. – В Перми много проблем, так же, как и в Волгограде. Но пермяки кинули огромные деньги на культуру, причем на ее современное «одиозное» направление (актуальное искусство. – Прим. ред.), пригласили таких неоднозначных типов, как Марат Гельман (публицист, политтехнолог, коллекционер, галерист. – Прим. ред). Были колоссальные косяки, при этом в Перми точка невозврата пройдена. Околокультурные склоки закончились, зато останутся арт-объекты и выставки.

Действительно, судя по СМИ, бесконечные фестивали, концерты, странные акции и выставки, пусть и не всегда удачные, создавали в Перми ощущение новой бурной культурной жизни. Горожане, особенно молодежь, чувствовали свою причастность к ней в качестве зрителей либо оппонентов. Со сменой губернатора и уходом столичной креативной команды большинство «приезжих» проектов свернуто. Меж тем провокационные «красные человечки» «зашагали» по стране, их выставки проводятся в разных городах. Красные «пришельцы» теперь появились и в Волгограде.

Выставка «Red People. Арт-конструктор» в Сарепте оставляет двойственное впечатление. Кстати, она вызвала неоднозначную реакцию в соцсетях. Один известный волгоградский поэт в цветистом комментарии пожелал ей полного провала «в тартарары, в подземелье, за пределы земной мантии с последующим вылетом в район экспозиции Хулио Ле-Парка (аргентинский художник-конструктивист, один из основоположников кинетического искусства. – Прим. ред.) в Аргентине» .

Если серьезно, недоумение волгоградской публики отчасти вызывало то, что «раскрученные» объекты стрит-арта втиснуты в камерное помещение Дома Гольдбаха – памятника старины.

Посетители увидели пластические объекты разной величины (от 2 м до 5 см), включая человечка-кентавра, серию принтов. К сожалению, не работала видеохроника путешествий КЧ (в воскресенье, на третий день выставки). Некоторые посетители старшего поколения жаловались, что им не хватает экскурсии или хотя бы внятной экспликации. А молодежь восторженно фотографировалась на фоне «красоты».

Куратор выставки Федор Ермолов считает, что человечки – тонкая рефлексия на тему русского авангарда, игры и детства, в известной степени продолжающая традиции конструктивизма и супрематизма. Заповедник Старая Сарпета находится в изолированном огромном районе, по численности населения тянущем на областной центр. «И этот центр не должен чувствовать себя культурной обочиной». Полускандальные человечки, надеются организаторы экспозиции, возможно, сделают его чуть ярче, чуть веселее, чуть жизнерадостнее. Для музея такой эксперимент – «настоящий шок, причем позитивный, потому что чувство юмора удалось ввернуть в рутину».

Инъекция актуального искусства в Сарепте проводится на средства гранта Благотворительного фонда Владимира Потанина (в рамках проекта-победителя «Иосиф Гамель и Темная комната» конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» ) .

Врез

Увидеть красных человечков на выставке «Red People. Арт-конструктор» в Старой Сарепте можно до 22 января.

Поделиться в соцсетях