Рудня: поселение беглых крестьян

Не спросишь очевидцев, что было три века назад на том месте, где родился и живешь. Но сохранились передававшиеся из уст в уста имена и названия, по которым можно получить представление о днях давно минувших.

Место сбора дани
Рудня, первоначальное название слобода Успенская, возникла в XVII веке как поселение беглых крестьян на левом берегу реки Терсы. Протестуя против отмены казачьей вольности, скрываясь от расправы за участие в крестьянских войнах, раскольничество, непосильного труда, крестьяне бежали в необжитые глухие районы России. Таковыми были и обширные пространства по берегам рек Медведицы, Терсы и Щелкана. Можно предположить, что поселение возникло много раньше, чем вошло в документы Саратовского историко-географического словаря А. Н. Минха, поскольку упоминая названия некоторых мест, мы пользуемся словами монголо-татарского происхождения. Река Щелкан носит имя монголо-татарского хана (посла) Чолхан, убитого в Твери при восстании городской бедноты. Терса в переводе с тюркского – «южная река», «водная преграда», а западная часть Рудни и сейчас зовется «ясаки», что означает «место сбора дани». Образование Рудни можно отнести к 1698-1699 годам, когда наблюдался особенно сильный наплыв беглого люда с петровских судостроительных верфей на реке Воронеж, переселенцев из Левобережной и Слободской Украины. После смерти Л. К. Нарышкина земли унаследовал его сын Александр Львович. Позднее, в конце XVII – начале XVIII веков, доселе обширная вотчина Нарышкиных путем дарений, заключения браков и продажи много раз дробилась на мелкие части.
Открытие железной руды
В 1740 году купцы И. Морозов, П. Кольцов, И. Григорьев доложили в Бергколлегию об открытии ими залежей железной руды между реками Иловлей и Медведицей. Было установлено, что с каждого центнера этих руд можно получить по 48 пудов чугуна. В 1743 г. купцу Ивану Ивановичу Морозову, положившему начало развитию металлургии на юге России, было дозволено построить Терсинский железоделательный завод. В лучшие годы своего существования он мог выплавлять 18626 пудов чугуна за десять месяцев. Здесь работали 66 мастеровых и работных людей и 110 местных крепостных украинцев, занимавшихся перевозкой руды, рубкой дров и выжиганием древесного угля. Работные люди жили около доменного корпуса в «рубленой избе». Изделия завода – «чугунные, литейные и железные вещи и полосное железо» – отправлялись в Дмитриевск (Камышин), Царицын, донские городки и Новочеркасск. Во второй половине XVIII века владельцы земель Нарышкины потребовали ликвидации этого предприятия. Крепостные крестьяне были сняты с завода, и он прекратил существование, но о его изделиях и былой славе еще долго говорили в Поволжье и на Дону. Как бы то ни было, но к середине XVIII века, по мнению исследователей, сами жители слободы стали называть ее Рудней. В наших местах привыкли связывать название поселения с рудой, рудниками, железоделательным заводом. Но слобода Успенская могла стать Рудней задолго до начала добычи железной руды. На территории Белоруссии, Украины, России есть множество рек, названных за буроватый оттенок воды (из-за глины и болотных руд): Руда, Рудка, Руденка, Рудня. В древнерусском языке «рудый» означало «красный», «красноватый», «руда» – «кровь», «руда» в значении «река», в иранских языках «руд» – «река». Поэтому вполне может быть, что от реки, от воды, а не от руды возникло новое название слободы. 
Слобода становится знаменитой
Как водилось в старое доброе время, одновременно с жильем русские люди строили Божьи храмы. Согласно Саратовскому историко-географическому словарю в 1701 г. здесь было уже поселение и сооружена самая древняя в Камышинском уезде деревянная Успенская церковь. Что с ней стало, неизвестно, но уже в 1781 году на средства прихожан была построена «деревянная, крыта железом» церковь во имя Успения Богородицы. Она имела три престола: во имя Успения Божией Матери, Архистратига Михаила и чудотворца Николая. Главный иконостас был вызолочен червонным золотом. Церковь славилась богатой утварью. В 1886 году на ее украшение князь Сергей Святополк Четвертинский сделал пожертвование в 200 руб., 100 руб. внес крестьянин Даниил Арзамасцев и 600 рублей – прихожане. Сгорела церковь за два года до начала первой мировой войны. 
Конец XVIII и начало XIX веков сделали Рудню известной в Камышинском уезде и далеко за его пределами. Здесь выросли каменные дома купцов Баланиных, Архиповых, Арзамасцевых и им принадлежащие лавки и магазины. В 1886 г. по переписи в Рудне было 27 промышленных заведений: ветряные мельницы, пекарни, колбасные, валяльные, сапожные, кузнечные, колесные, плотничные мастерские, 12 кабаков и трактиров, 28 лавок. Крестьяне православные и старообрядцы, великороссы и малороссы составляли два общества: первое – бывшего князя Четвертинского (малороссы) и второе – бывшие государственные (малороссы и великороссы).
Слобода Рудня была крупным рынком торговли хлебом и скотом. Здесь действовали две ярмарки, первая из которых обрела широкую известность уже в 1770 году. На продажу пригоняли до 1000 лошадей, здесь можно было купить товары ремесленников, изделия лопуховских и громковских гончаров, занимавших территорию до одного гектара. В 1890 г. на ярмарке было продано 4 сорокаведерных бочки водки. Развлекали на ярмарки карусели. Рудня имела удобные торговые пути и транспортные связи. Через село пролегала скотопрогонная дорога, а также соляной тракт в центральные губернии Российской империи. Соль возили с озера Эльтон. В 1894 году построена железнодорожная станция Тамбово-Камышинской железной дороги. В селе действуют земская больница и амбулатория на 10 кроватей, при ней аптека; почтово-телеграфная контора, казенная и земская станции с 13 лошадьми и волостная ямская станция с 4 лошадьми. В Рудне есть 4 школы: министерское двухклассное земское училище, церковно-приходская школа, женская сельская школа и товарищеская русско-немецкая школа. По сведениям Руднянского волостного правления, в 1894 г. в селе Рудня насчитывается 1022 двора: в числе их два общественных строения – волостное правление и школа. Крестьянские строения деревянные, большей частью крыты соломой, около 20 крыты тесом и 20 – железом; 6 домов каменных. В 1894 году здесь насчитывалось 2218 душ мужского и 2210 женского пола православных крестьян. В слободе кроме крестьян живут также 13 семейств дворян, 5 семейств духовенства, 3 семьи граждан и 20 семей мещан, 30 семейств сапожников, 15 – кузнецов, 8 – портных и 4 – шорника. По сведениям С. А. Щеглова (1900 г.), в слободе имеется нотариус, частная аптека провизора г. Пилинского, библиотека-читальня, две торговые бани с платой: в общую – 5 коп. и за номер – 30 коп.; на частные пожертвования и стараниями местного земского врача г. Сементовского выстроено здание под богадельню для престарелых. В доме вдовы священника М. И. Литвиновой местная интеллигенция содержит для себя бильярдную за плату. Имеется театр в здании бывших овечьих кошар князей Четвертинских, представления дают любители и заезжие артисты.
...По прошествии столетия облик Рудни резко изменился. Наложил отпечаток стремительный 20 век: разрушение многовековых традиций революцией, гражданская война, опустошающая Великая Отечественная. Пришедшие на смену купеческим особнякам однотипные коробки административных зданий, школ, домов, увы, не добавили очарования и красоты поселку.