Саксонские пряники и русские блины

Попробовать разносолы национальных кухонь, примерить 10-килограммовую кольчугу средневекового богатыря могли гости фольклорного фестиваля «Сарептские встречи». Праздник в музее-заповеднике «Старая Сарепта» напомнил, что со времен колонистов-гернгутеров здесь всегда был мирный перекресток разных цивилизаций, языков, культур.

 

Померить шлем средневекового воина-русича и взвесить на руке тяжелый меч викинга разрешалось всем мальчишкам. Доспехи и облачение 9-11 веков демонстрировал военно-исторический клуб «Алатырь». Он объединил молодежь от 16 лет и старше, которая увлекается исторической реконструкцией периода великого кочевья «из варяг в греки».
На Анастасии Королевой надета красная полотняная рубаха. Домотканое одеяние из чистого льна она украсила латунными фибулами, стеклянными бусами. Чтобы скопировать наряд модниц Скандинавии и Руси, девушки изучают каталоги археологических раскопок и музеев. В мастерских клуба куют шлемы и броню варяжских дружин. Глиняные кувшины получаются не хуже, чем у древних гончаров.
…На столе стоят свечи. Рядом две пышные булки в виде длинных косиц. Это халы, еврейский ритуальный хлеб. Все готово для шаббата. Специально для сарептских встреч женщины из еврейской общины сделали сладкий десерт из мацы, маленькие бутерброды со свеклой и форшмаком. Не забыли про кошерный виноградный сок.
За следующим столом суетятся активистки центра немецкой культуры. Они наряжены в кокетливые костюмы с корсетными шнуровками, пышными юбками. Каждая – в белой широкополой шляпе. Потчуют «историческими» пряниками. Немецкие колонисты готовили это фирменное лакомство с арбузным медом – нардеком. Кстати, сарептские арбузы поставлялись прямиком на царский стол…
В 71-й волгоградской школе учатся дети 11 разных национальностей. Поэтому выставка блюд, приготовленных родителями учеников, была самой разнообразной. Армянский плов, азербайджанская пахлава, дагестанские чебуреки, русские оладушки и блины… Желающим наливали корейский рисовый квас и рассказывали, чем роллы ким-пап отличаются от японской фунчезы. Калмыцкий культурный центр угощал борцеками и соленым чаем с молоком под аккомпанемент гармоники. В татарской избе на скатерти-самобранке расставлены тарелки с чак-чаком и беляшами. Рядом чинно расселись девушки с рукоделием – идет инсценировка девичника.
При музее-заповеднике «Старая Сарепта» действует семь этнографических центров: русский, украинский, немецкий, белорусский, татарский, казачий, калмыцкий. Их представители раз в год выходят на площадь перед кирхой, участвуя в общей программе «Хоровод дружбы».

Сарепта и сейчас остается территорией толерантности, как когда-то во времена миссионеров-гернгутеров. Построенная на русской земле лютеранская колония была открыта и для буддистов, и для мусульман. Еврейская маца и донской каймак, бравые казачьи песни и протяжная музыка хурула, украинские вышитые маки и восточные веера – все это мирно уживается и сегодня. В концерте участвовали фольклорные песенные и танцевальные коллективы: татарский народный ансамбль «Чищмя», немецкий ансамбль «Сарептяне», народный ансамбль «Радуга», подростковые клубы Красноармейского района, ансамбль «Узоры» (гимназия № 8), чеченский семейный ансамбль и другие. 
– Наш праздник – это возможность узнать друг друга поближе, стать друзьями и понять, как горячо мы любим свою малую родину, – считают глава Красноармейского района Лариса Евсеева и директор музея-заповедника Анатолий Мальченко.
– Сегодня мы показываем пример юному поколению, как дружно, единой семьей, живут красноармейцы и волгоградцы. Ведь самое важное условие для прогресса и развития – это равенство, свобода и единство народов, независимо от их верований, культур и традиций. Так издавна повелось и в нашем Красноармейском районе, старейшем в Волгограде, – обратился к гостям праздника депутат Волгоградской городской Думы от Красноармейского района Сергей Забеднов. Он, как и другие депутаты, с утра участвовал в праздновании Дня района: и в массовой зарядке «ФизКульт», и в футбольном матче, осмотрел выставку национальных ремесел «Сарептских встреч» и даже продегустировал немецкие яблочные пироги. Народ одобрительно зааплодировал, когда Забеднов рассказал о планах закрыть «Старую Сарепту» для автомобильного проезда и устроить здесь пешеходную рекреацию, своего рода малый Арбат. А самое главное, в следующем году будут выделены средств на реставрацию музея, где предполагается расширить интерактивные экспозиции. Возможно, в недалеком будущем посетителям удастся отведать сарептский бальзам на 20 травах и другие напитки по местным старинным рецептам.