Седмица: Православный календарь на 14 - 20 января

Православный календарь представляет протоиерей Олег Кириченко.


14 января, суббота

Обрезание Господне. На восьмой день после рождения младенец Иисус по ветхозаветному закону принял обрезание, установленное для всех еврейских младенцев мужского пола в знак Завета Бога с еврейским народом. Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления («Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). В новозаветное время обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).

Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской. Василий Великий – церковный писатель и богослов, один из трех каппадокийских отцов Церкви наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Является изобретателем иконостаса и составителем литургии Василия Великого. Автор многочисленных проповедей и писем (их сохранилось не менее 300).

Св. Емилии, матери свт. Василия Великого.


15 января, воскресенье

Свт. Сильвестра, папы Римского. Прав. Иулиании Лазаревской, Муромской. Прп. Сильвестра Печерского. Сщмч. Феогена, еп. Парийского.

Прп. Серафима, Саровского чудотворца. В миру Прохор Исидорович Мошнин (1754–1833) – великий подвижник Русской церкви, один из наиболее почитаемых православных святых, иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся» – эти слова преподобного Серафима Саровского определяют главное призвание человека – стать чадом Божиим по благодати, стяжать Божественный дух и сосредоточить его в себе.


16 января, понедельник

Прор. Малахии. Мч. Гордия.


17 января вторник

Собор 70 апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии, Фаддея, Анании, первомч. архидиакона Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона, Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа, Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика; Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера.


18 января,среда

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Этот день предваряет великий двунадесятый праздник святого Богоявления, установленный в воспоминание Крещения, в котором Иисус Христос погружался в водах Иордана.

Чин великого освящения воды – Великую агиасму, православная церковь издревле совершает дважды: в навечерие, 18 января, и в сам праздник Богоявления, 19 января. Чинопоследование, по которому совершаются в храмах водосвятия, и благодать, подаваемая в эти дни воде, одни и те же, как в Крещенский сочельник, так и в праздник Богоявления.

Канун Богоявления связан с событиями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Когда Иисусу Христу исполнился 30-й год Его земной жизни, и по закону иудейскому в этом возрасте позволялось учительствовать в синагогах и принимать сан священника, тогда наступило время явления Его народу Израильскому. В это время Иоанн Предтеча, внимая слову Божию, ходил по всей стране Иорданской, проповедуя Крещение покаяния для прощения грехов. Послушать его проповедь выходила вся Иудейская страна и жители Иерусалима, которые крестились у него в водах реки Иордан, исповедуя свои прегрешения. Церковное предание повествует, что Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи. Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Как Иоанн Предтеча подготавливал народ к Крещению покаянием, так и в день навечерия, Крещенский сочельник, надо подготовить себя к великому празднику Крещения Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и призвать на помощь Духа Святаго, чтобы проникнуться духовным смыслом события и непосредственно самим событием Богоявления.


18 января – соблюдается строгий пост. По русской традиции в пищу разрешается только сочиво: вареная пшеница или рис с орехами и медом.


19 января, четверг

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. Бог-Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Госпоцня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.


20 января, пятница

Празднество Богоявления. Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

DNG