Сегодня православные верующие встречают праздник Сретение Господне

Слово «сретение» по церковно-славянски означает «встреча». Уже отсюда ясен смысл этого праздника, пришедшего к нам из глубины веков. Прежде всего, он означает встречу старого и нового. Для православной церкви здесь подразумевается граница в истории всех верующих людей: в день Сретения встретились как бы две эпохи, ознаменованные двумя Заветами, идущими от Бога – Ветхим и Новым Заветами.

Свершилось древнее пророчество
Сретение – один из немногих религиозных праздников, который отмечается чуть ли не всеми христианскими церквями: и католической, и православной, и даже некоторыми христианскими конфессиями, в частности – лютеранами. В православии он относится к числу двенадцати важнейших, после Пасхи, праздников, происхождение которого церковь описывает так.
Одним из семидесяти двух видных ученых древности, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык, был старец Симеон, известный своей праведной, благочестивой жизнью. Ему досталась работа над одним из самых сложных для переводчика текстом Ветхого Завета – Книга пророка Исайи.
Прочитав слова пророка «Се, дева во чреве приимет и родит Сына», Симеон решил, что это – явная описка, что вместо слова «дева» здесь должно стоять слово «жена». Он счел своим долгом исправить «неправильный» текст. Но в этот миг ангел Господень остановил руку переводчика и уверил Симеона, что он не умрет, пока не убедится в истинности пророчества Исайи.
Долго пришлось ждать Симеону исполнения этого обещания – а жил он, согласно преданию, около трех веков. Заждавшись смерти, как-то, будучи уже глубоким старцем, пришел он в Иерусалимский храм по внушению Духа Святого – как раз тогда, когда в него явились Мария и Иосиф, с сорокадневным их младенцем на руках.
В то время, согласно закону, данному Моисеем, на сороковой день после рождения первенца родители были обязаны принести его в храм для посвящения Богу. Так и сделали Мария и Иосиф, взяв также с собой, как люди небогатые, двух птенцов голубей, предназначавшихся в жертву Богу, в благодарность за подаренного им младенца.
Едва увидев малыша, старец Симеон признал в нем Спасителя человечества. Он взял младенца на руки и, славя Бога, произнес:
– Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Эти слова его стали позднее молитвой, получившей у верующих название «Песнь Симеона Богоприимца».
Так начиналось христианство
Так и состоялась первая встреча человечества, в образе старца Симеона, с будущим его Спасителем. Иосиф Бродский, опальный советский поэт, писал об этой встрече в стихотворении «Сретение»:
Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
Людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
В то утро, затеряны в сумраке храма.
А Феофан Затворник, выдающийся русский богослов и публицист XIX века, говорил о празднике Сретения Господня:
– В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству...
Наряду с праздничным настроем, Сретение Господне несет также в себе оттенок скорби, поскольку в нем предсказывается будущее страдание Девы Марии о принесенном в жертву сыне.
В католической церкви праздник Сретение именуется Днем Представления Господа в храме, или же «праздником светильников», или же «месса со свечами» – видимо, в память о том, что в пору Средневековья в этот день на улицах западноевропейских городов проводились праздничные шествия с зажженными свечами.
Пора цыгану шубу продавать
А в календаре народных примет праздник Сретение имеет значение границы, рубежа двух времен года, двух сезонов – зимы и весны. Отсюда – множество связанных с ним поговорок: «На Сретение лето зиму по щеке ударяет», «На Сретение кафтан с шубой встретились», «На Сретение цыган шубу продает».
Люди издавна веровали в судьбоносность встреч, происходящих в этот день. Так, сербы с давних пор считали: если встретить в этот день здорового человека, то весь предстоящий год не будешь болеть. (И, в свою очередь, наоборот). Македонцы в этот день не выполняли в этот день никаких работ вдали от дома, чтобы не встретиться с голодным волком.
В традициях многих славянских народов было освящать в праздник Сретения свечу в церкви. На протяжении года ее зажигали затем, чтоб дымом от нее окуривать больных, чертить дымом на балках кресты, дабы уберечься от «ходячего покойника». А в купальскую ночь ее вешали над входом в дом, чтобы защитить его от ведьм.
В народе считается, что приметы, связанные с природой и погодой, на Сретение бывают необычайно точны. А таковых немало: «Курочка у порога напилась на Сретение – к теплой весне», «На Сретение капель – будет хороший урожай пшеницы», «Снег на Сретение идет – к затяжной и дождливой весне»...
Издавна в народе накануне праздника Сретения принято было смотреть на небо: если оно усеяно звездами, то зима еще не собирается уступать свои права весне.
А вот если засияет в праздник Сретения солнышко на закате, то морозы больше не ударят – жди скорой весны.
Принято также с давних пор считать, что лучше в этот день не ездить никуда: непредсказуема погода в эту пору, может внезапно снег растаять либо также внезапно ударить мороз.
А потому и праздник Сретение православные, как правило, встречают дома...