Селфи прошлых веков

Выставкой шедевров из своего собрания открыл год Волгоградский музей изобразительных искусств имени Машкова. Выставка называется «Красота повседневности» с подзаголовком «Человек в западно-европейском и русском искусстве 17-19 веков».

В экспозиции более 70 произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства Италии, Голландии, Франции, Фландрии, Германии и России. Это портреты и сюжетные картины, созданные в период, который историки называют «новым временем».

– Открытием этой эпохи стало осознание значимости обыденного, рутинного, которое до того не входило в сферу искусства. Мы видим, с какой удивительной гордостью, с каким вниманием к деталям голландские художники описывают свои ухоженные города, своих щеголеватых соотечественников, свои тучные стада. С каким упоением рассматривают женщину своего времени художники 19 века. Как любуется телесной красотой, красотой прически Рубенс. И вот это было новым. Может быть, сейчас нам это не совсем понятно, но тогда имело революционный смысл и было открытием – это ощущение ценности мгновения, – комментирует замдиректора музея искусствовед Ольга Малкова.

Произведения, обращенные к самой негероической, бытовой стороне истории, дают очень богатую пищу для восприятия – как выглядел досуг, любимые занятия человека того или иного времени, каковы были его взаимоотношения в семье, как он относился к своему дому, к своему телу, к своему костюму, к своей еде. Эдакое изысканное, выполненное с большим достоинством «селфи» прошедших веков.

– Здесь собрано то, что можно назвать почерком эпохи, что позволяет отличать культуру французскую от итальянской, русской, – продолжает Малкова. – Шедевры мирового искусства «нового времени» – самые ценные предметы из нашего собрания. Это вещи, которые обладают огромным эмоциональным воздействием. Тонкость нюансов очень воспитывает. Практически весь коллектив нашего музея работал над этой выставкой, и я заметила – люди стали по-другому двигаться, по-другому говорить.

Когда входишь в зал, где разместилась новая выставка, то сначала может даже разочаровать спокойный, приглушенный колорит. Он восходит к еще леонардовской цвето-теневой манере тенебросо. И в помине нет эмансипированной, бьющей через край цветовой гаммы, свойственной современной живописи. Наоборот, здесь живопись неброская, словно покрывшаяся патиной.

– Эти вещи предназначались для долгого разглядывания, ведь тогда жизнь человеческая протекала в другом темпе, ритме, – поясняет искусствовед.

Наряду с картинами, практически не покидавшими музейные залы, хорошо знакомыми зрителям (Тропинин «Женский портрет», Саврасов «Распутица», Маковкий «Портрет неизвестной в черном платье», Нестеров «До государя челобитчики»), увидели свет произведения, долгое время остававшиеся недоступными для аудитории (Лепуатевен «У старого маяка», Каррье-Белёз «Танцовщица. Балерина перед зеркалом», Копс «Портрет неизвестной», Монсей «Евреи-менялы»). На протяжении долгого времени свою западную коллекцию музей практически не показывал. Ведь, как известно, ВМИИ испытывает крайний дефицит площадей, и, к сожалению, значительная часть великолепных предметов находится вне постоянной экспозиции в запасниках.

В рамках новой выставки планируется большая программа лекций, мастер-классов, творческих встреч, информацию о которых вы найдете на сайте музея.

DNG