Сэм Клебанов: «Волгоградцы смотрят арт-хаус, как партизаны»

  • Сэм Клебанов: «Волгоградцы смотрят арт-хаус, как партизаны»
  • Сэм Клебанов: «Волгоградцы смотрят арт-хаус, как партизаны»
Сэм Клебанов – дистрибьютор, киновед, президент компании «Кино без границ» (известнейший бренд в мире авторского кино) – побывал в Волгограде на открытии Х арт-хаусного фестиваля и убедился, как нам не хватает площадок для цивилизованных кинопоказов.

По мнению Клебанова, проводить такие фестивали очень важно. Ведь в регионах обычный прокат арт-хауса плохо работает. 20-30 зрителей в неделю – это ничто.

– Радостно, что на открытие вашего фестиваля пришло столько людей. Единственное, что расстраивает, пространство для авторского кино в вашем городе сужается, – отмечает Сэм. – В прошлый мой приезд фестивальные показы проходили в более приспособленном зале (зал бывшей областной филармонии. – Прим. ред.), а теперь на просмотрах царила андеграундная партизанская обстановка (фестиваль был открыт в конференц-зале Тренинг-молла. – Прим. ред.).

– Сейчас все больше продвинутых киноманов уходят в Интернет…

– Да, за 15 лет существования компании «Кино без границ» многое изменилось. Если вначале Интернет использовался в ограниченном текстовом сегменте, то сейчас превратился в мощную мультимедийную платформу. С одной стороны, мы очень страдаем от пиратства, киноиндустрия теряет на этом миллиарды долларов. Но, с другой стороны, именно благодаря Интернету качественное кино может быть массово востребовано. Поэтому мы много работаем в этом направлении. Библиотека наших фильмов появляется на ряде сайтов, в различных приложениях для гаджетов.

И все же ничто не может заменить опыт коллективного просмотра фильма на большом экране. Кино создавалось изначально как коллективное зрелище и надолго таковым останется.

– Вы больше 20 лет живете в Швеции. Отличается ли европейский зритель от нашего отечественного?

– Все больше зрителей идут в кинозал ради зрелища, а не ради эмоциональных переживаний. Я в свое время пробовал сравнить, как смотрят арт-хаусные фильмы в России и в 13 странах Европы и Америки. Оказалось, по общим кассовым сборам и европейцы, и американцы, кроме Уругвая, обошли россиян. Понятно, в Уругвае население 3,5 млн человек. Но маленькая Норвегия с пятью миллионами населения обогнала колоссальную Россию раза в три. А в пересчете на душу населения все страны, даже Уругвай, опережают Россию.

С учетом паритета покупательной способности в Норвегии смотрят арт-хаус в 29 раз больше, чем у нас, в Швеции – в 25, в Аргентине – в 10, в США – в 6, в Мексике – в 5. Удивившись такому разбросу, я посмотрел, как публика разных стран смотрит мейнстрим. И выяснил, что россияне тратят на 15% больше на блокбастеры, чем американцы.

– У вас есть объяснение, почему так происходит?

– Стопроцентного объяснения у меня нет. Понятно, в Европе более размеренная и спокойная жизнь, люди там не так борются за выживание и более открыты для того, чтобы в кино испытать сильные и не всегда позитивные эмоции. Играют роль и европейские традиции протестантской морали, сильных социал-демократических движений. В Северной Европе интеллигенция достаточно левая. Там для интеллектуалов очень важен момент солидарности с третьим миром, с теми, кому плохо. Они больше готовы сочувствовать, сострадать, смотреть остросоциальные фильмы.

Это одно из объяснений, почему жесткое социальное кино на Западе работает, а в России нет. В свое время известный кинематографист Александр Роднянский написал хорошую статью о том, что российский кинопрокат и киноиндустрия – это фабрика эскапизма, ухода от мрачной действительности в иллюзию. Люди хотят в кино на какое-то время забыться и увидеть волшебный мир. Хотя в Аргентине, где по уровню доходов на душу населения ситуация похожа, вроде бы все получше, чем у нас…

Кино может выступать и в роли зеркала, и в роли окна в неведомый мир. Я сам с удовольствием смотрел «Властелина колец». Но есть и другое кино, куда можно посмотреться, как в зеркало, увидеть себя, свои проблемы, разобраться с самим собой.

– Иногда сталкиваешься с тем, что наши зрители вообще не подозревают о существовании такого кино. Может, надо как-то по-другому его преподносить? Лучше рекламировать?

– В прошлом году фильм братьев Дарден «Мальчик с велосипедом» в многомиллионной Москве посмотрели 3700 зрителей, в Питере 3800 человек. А в Ростове-на-Дону за неделю ее увидел 21 зритель. Что тут нужно сделать? Я не могу в каждый российский город поехать и представить фильм. Зрители говорят, ах, какое прекрасное кино, как нам такого кино не хватает, почему у вас в кинотеатрах одни только блокбастеры. Но даже если появляется выбор, многие предпочтут развлекательные ленты.

Мне кажется, проблема связана с коммуникацией. На зрителя обрушиваются потоки информации, ими легко манипулировать. Конечно, для этого нужно потратить много денег.

– Все дело в том, сколько компания выделяет на рекламный бюджет? Побеждают PR-технологии?

– Во многом – да. Но есть и другие факторы воспитания зрительского спроса. Это поддержка клубного движения, зрительских сообществ, которым могут быть интересны авторские эксперименты в кино. Соцсети – хорошая альтернатива. Они привлекают потенциальных зрителей, распространяют рецензии, через них осуществляется обратная связь с публикой. Я понял, что соцсети – важная часть моей работы, и с некоторых пор трачу много времени в день, чтобы писать в Твиттере и Фейсбуке.

Важно появление удобных, привлекательных площадок показов, что непросто. Кинотеатры – коммерческие заведения, которым куда проще вложиться в «Трансформеров», чем пробовать рассказать, кто такой Пабло Лорейн или чем хороша картина об африканских детях-солдатах. Арт-хаус часто «не работает» в киномоллах, встроенных в торговые центры. В соседнем Ростове мы пробовали сотрудничать с большим кинотеатром, это очень тяжело. Зрители хотят другой атмосферы. Очень непросто создать дух места. Но я все-таки надеюсь, что такая «атмосферная» современная площадка появится и в Волгограде.

Х арт-хаус-фестиваль в Волгограде. Что смотреть

12 апреля

17.00 ( Тренинг-молл, Ворошиловский дом быта, 8 этаж ). «Последняя искра жизни». Сатирическая комедия

Что нужно для того, чтобы получить свои 15 минут славы?! В случае неудачливого рекламщика Роберто для этого требуется свалиться с большой высоты и упасть затылком на торчащую арматуру. Герой в сознании, но его голова проткнута, точно коктейльная оливка, и врачи запрещают его двигать, опасаясь за его жизнь. Теперь он — медийная звезда, за интервью с которым телеканалы готовы выложить баснословные суммы.

19.00 ( Тренинг-молл). Специальное событие: просмотр пронзительной мелодрамы «Я буду рядом» (Россия –Украина) и творческая встреча с ее создателями.

16.00, 20.00 (кинозал «Шанс», ул. Советская, 47а ). Программа короткометражных фильмов

13 апреля

18.00 ( Тренинг-молл ). «Снято!», Япония. Фильм-манифест.

Сюдзи — молодой режиссер, не терпящий компромиссов и не вписывающийся в японское общество. Он не может найти денег на съемки собственного кино и перебивается организацией показов классических фильмов для горстки киноманов. Его брат-ростовщик, который помогал финансировать его фильмы, задолжал мафии, и якудза разделались с ним. Долговые обязательства ложатся на Сюдзи. Чтобы расплатиться, он дает бандитам избивать себя за деньги.

20.15 ( Тренинг-молл ). Документальный фильм «Марина Абрамович. В присутствии художника».

16.00, 20.00 (кинозал «Шанс»). «Я буду рядом».

14 апреля

Фильм закрытия. 18.00 ( Тренинг-молл ). "Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона-третьего», США.

Чарли Свон-третий — сибарит и ловелас. У него собственное креативное агентство и известные друзья, а жизнь его легка и беззаботна. И главное — Чарли встретил наконец любовь всей своей жизни — прекрасную Ивону. Но идиллия длится недолго…

20.00 ( Тренинг-молл ). «В первый раз». Романтическая комедия.

Симпатяга Дэйв безнадежно влюблен в первую школьную красавицу. Очаровательная Обри встречается с самодовольным мачо, который ей совершенно не подходит. И совсем неизвестно, как бы обернулись жизни двух этих замечательных молодых людей, если бы они случайно не столкнулись на вечеринке, которую очень кстати разогнала полиция.

14.00, 18.15 (кинозал «Шанс»). «Снято!».

16.15, 20.30 (кинозал «Шанс»). «Марина Абрамович. В присутствии художника».

15 апреля

14.00, 18.00 (кинозал «Шанс»). «Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона-третьего» .

16.00, 20.00 (кинозал «Шанс»). «В первый раз».

Поделиться в соцсетях