Серебряный и золотой век советского кино

Мы до сих пор смеемся над Шуриком и плачем над фильмом «Летят журавли», потому что триумфы «старого» кино неповторимы

Наступивший 2016 год объявлен в России Годом кино. «Волгоградская правда» не остается в стороне. Как отличить хороший фильм от плохого, что сделать, чтобы лучше разбираться в киноискусстве и не быть «попкорновым» зрителем? Об этом речь в рубрике «Киноликбез «ВП».

Сегодня мы вспомним советское кино, которым восхищался мир и гордилась страна. Наш эксперт – Галина Жданкина, киновед, кандидат искусствоведения, доцент ВГИиКа, руководитель киноклуба «Альтернатива».

– Сегодня у зрителя намного больше, чем раньше, возможностей самостоятельно повышать уровень кинообразования, – убеждена Галина Жданкина. – Онлайн-кинотеатры сделали доступными новинки кино. Развит кинопрокат с громкими премьерами новейших голливудских и российских картин. Лучшие книги по истории и теории кинематографа можно заказать в интернет-магазинах (в числе лучших знатоков советского кино – Нея Марковна Зоркая, незадолго до своей смерти в 2006?м успевшая написать новую историю советского кино). Есть множество сайтов, книг. Словом, все возможности, чтобы научиться выбирать лучшее, знаковое и отличать хорошее от явно слабого.

– И как к этому прийти?

– Получив зрительский опыт. Я бы советовала интересоваться историей кинематографа, пересмотреть все шедевры. И начинать с эпохи возникновения кинематографа: первых фильмов, например, Люмьеров, Портера, Гриффита, Протазанова, чтобы понять, какой скачок сделал кинематограф. В 20?е годы ХХ столетия можно уже говорить о кинематографе как о великом искусстве (русский киноавангард, французский киноимпрессионизм, немецкий киноэкспрессионизм).

– С чего начать?

– Рассматривать кинематограф лучше в исторической перспективе. Советское кино – особая глава в развитии отечественного искусства. В каждом десятилетии свои безусловные шедевры, не постаревшие со временем, проверенные им. 20–30?е годы – Сергей Эйзенштейн, Борис Барнет, Дзига Вертов, Леонид Кулешов, Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, Михаил Ромм, Абрам Роом… 60?е – ренессанс. Тут столько имен, что голова кружится: Марлен Хуциев, Василий Шукшин, Михаил Калатозов, Григорий Чухрай, Андрей Тарковский…

– Простите, но коль мы говорим об Эйзенштейне и других фигурах 20–30?х годов – что они могут дать современному зрителю, избалованному цветной картинкой и спецэффектами? Зачем ему смотреть черно-белое кино?

– Для меня черно-белое кино не означает устаревшее, неинтересное. Ведь создать неувядаемый, бессмертный шедевр, оказывается, можно, не используя цветную пленку и не прибегая к спецэффектам. Великие русские режиссеры-авангардисты 20–30?х годов намного опередили свое время, предложив новые формы киноязыка. Их картины до сих пор остались живыми, они впечатляют, в них заключена мощная действенная энергия талантливых первопроходцев. Стальной, непоколебимый Сергей Эйзенштейн и лиричный, человечный Борис Барнет, изощренный экспериментатор Лев Кулешов и живописный реалист Александр Довженко. Они существенно изменили мировой киноландшафт.

– Посоветуйте открытые и бесплатные ресурсы, откуда можно брать киноклассику.

– Например, сайт онлайн-кинотеатра Сэма Клебанова arthouse.ru со старыми и новыми артхаусными фильмами. А вот премьеры предпочитаю смотреть только на большом экране в кинотеатре.

10 советских режиссеров, фильмы которых нельзя не посмотреть

1. Сергей Эйзенштейн

«Леонардо да Винчи кинематографа», фильмы которого отличаются безупречной пластической выразительностью.

Что смотреть: «Стачка», «Броненосец «Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный».

2. Борис Барнет

Первооткрыватель бытовой романтической комедии и лучший лирический певец эпохи.

Что смотреть: «Девушка с коробкой», «Окраина», «У самого синего моря», «Подвиг разведчика».

3. Александр Довженко

Великий украинский писатель, художник, поэт, режиссер –

создал неповторимый образный метафорический кино­язык, оказавший сильнейшее влияние на мировую индустрию.

Что смотреть: «Звенигора», «Арсенал», «Земля», «Аэроград».

4. Дзига Вертов

Один из основоположников документального кино удивляет дерзкими монтажными экспериментами и неожиданными ракурсами.

Что смотреть: «Человек с киноаппаратом», «Симфония Донбасса».

5. Михаил Калатозов

С гениальным оператором Сергеем Урусевским он снял фильм «Летят журавли», получивший главный приз Каннского кинофестиваля в 1958?м. Такого триумфа у нас больше не было.

Что смотреть: «Летят журавли», «Я – Куба».

6. Василий Шукшин

Самобытный авторский кинематограф – как воплощение русской души. Для себя он определял кино как «занятие нравственное».

Что смотреть: «Живет такой парень», «Печки-лавочки», «Калина красная».

7. Андрей Тарковский

Признан гением сразу и безо­говорочно, начиная с оглушительного успеха в Венеции военной драмы «Иваново детство». Уникальный художественный мир Тарковского наполнен христианской символикой, обладает необъяснимой магией.

Что смотреть: «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер».

8. Марлен Хуциев

Ключевая персона эпохи «оттепели». Каждая его картина становилась событием не только кинематографической, но и общественной жизни, а сам режиссер всегда отстаивал и отстаивает высокие нравственные принципы.

Что смотреть: «Застава Ильича», «Июльский дождь», «Бесконечность».

9. Сергей Параджанов

Создатель фильмов «живописных полотен», основанных на гармонии цвета, пластики, музыки и слова. Любителя эпатажа, его называли «армянином, родившимся в Грузии и сидевшим в русской тюрьме за украинский национализм».

Что смотреть: «Тени забытых предков», «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-Кериб».

10. Алексей Герман-старший

Перфекционист, бескомпромиссный художник, снимал долго и мучительно, все его картины имели тяжелые судьбы, часто его обвиняли в очернении советского строя.

Что смотреть: «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин», «Трудно быть Богом».

Фото из открытых источников