Скромное обаяние арт-хауса

Седьмой арт-хаус-фестиваль «Кино без границ» пройдет в Волгограде с 25 ноября по 5 декабря. Главные его площадки: городской ДЮЦ (здание бывшего кинотеатра «Победа») и кинозал «Шанс».

– В программе 18 интересных фильмов – современное европейское, азиатское и американское независимое кино. Авторы, пытаясь завоевать публику, выбирают арт-мейнстрим, останавливаясь где-то посередине между коммерческим кино и артхаусом, – рассказывает Галина Жданкина, кандидат искусствоведения, руководитель студенческого киноклуба «Альтернатива». – Перечислю лишь некоторые яркие фильмы фестиваля.
Знаменитый французский сценарист Жиль Маршан предлагает зрителю коктейль из анимации и реальных образов – «Черные небеса». Это не радикальный арт-хаус, а скорее интеллигентный визионерский триллер. В фильме играет Луиз Бургуан, новый секс-символ Франции, которую сегодня называют новой Мэрилин Монро.
Хороши документальные картины. «Родина или смерть» – фильм одного из самых известных российских документалистов Виталия Манского. Он размышляет о судьбе Кубы, апеллируя к нашему «советскому опыту».
Сегодня собирает столичные залы документальная лента «Энни Лейбовиц: жизнь, увиденная через объектив», где величайшая в истории мирового искусства женщина-фотограф, летописец культурной эпохи 60-90-х годов, «обнажает» свой творческий метод. Картину сняла ее младшая сестра – Барбара.
Неизгладимое впечатление оставляют южнокорейские картины. Самый яркий южнокорейский дебютант последнего времени Чжан Чхоль Су представляет одно из самых зловещих и незабываемых зрелищ года – «Осатаневшая». Критики, кстати, утверждают, что самые зрелищные, визуально совершенные фильмы снимаются сегодня в Корее. Тому подтверждение – эротический триллер «Служанка».
Режиссерский дуэт Гюстав де Керверн – Бенуа Делепин подарил зрителю смешное, грустное и причудливое роуд-муви «Последний мамонт Франции» про вышедшего на пенсию мясника. Его играет Жерар Депардье. По общему мнению, это одна из лучших его ролей.
Поклонники радикального арт-хауса скорее всего оценят удивительную, красивую, медлительную картину о вечном путешествии души – «Четырежды» итальянца Микеланджело Фраммартино. Редкостно поэтичное кино. Иранский режиссер Асгер Фархади, недавний триумфатор Берлинского международного кинофестиваля, представляет новый тип иранского кинематографа – драму о браке, лицемерии, долге и вере «Развод Надера и Симин».
Мы не могли не включить в программу последнюю работу писателя, сценариста и режиссера Сергея Станиславовича Говорухина «Земля людей». Перед самой смертью Сергей Говорухин был в нашем городе и подарил копию своего нового фильма Киновидеоцентру, зная, что в широкий прокат картине будет трудно пробиться. Честный, мужественный, принципиальный человек и художник Сергей Говорухин в автобиографичном камерном фильме «Земля людей» говорит о невостребованности подлинной культуры в наши дни. Это его посмертная премьера в Волгограде. Очень достойная работа.
Специальное событие фестиваля – творческая встреча с нашим земляком, заслуженным артистом России Петром Петровичем Зайченко, потрясающе сыгравшем старовера Ивана в таежной драме «Сибирь. Монамур», получившей уже 24 приза по всему миру. История любви, сострадания, милосердия оказалась понятна всем, и большая заслуга в этом артиста. Не случайно к Петру Зайченко сейчас проявляют активный интерес западные режиссеры и продюсеры.
В фестивальной программе достаточно громких имен. Легендарный французский режиссер, автор неувядаемого шедевра «Мужчина и женщина», Клод Лелуш предлагает новую историю любви «Женщина и мужчины». Великий испанский режиссер Карлос Саура, соединивший живопись, музыку и кинематограф, страстно исследует традиции танца в уникальном перфомансе «Фламенко, фламенко». Ни один наш фестиваль не обходится без ярких, запоминающихся дебютов. Лучшая британская комедия года «Субмарина», режиссерский дебют молодого британского актера-комика Ричарда Айоади, – отлично придуманная и изобретательно снятая история первой любви.