Слава творцам городов и заводов

О чем писала "Волгоградка" в 1966 году

Взяв подшивку «Волгоградки» за 1966 год, современный читатель поразится, кто числился в героях тех дней. Практически в каждом номере (если не брать отчеты с партийных заседаний разных уровней) по нескольку портретов героев труда. Молодые и не очень, производственники и труженики села, сознательные студенты… Последние появлялись на страницах, как правило, в таком контексте: днем трудится, выполняя план на сто с лишним процентов, вечером (иногда заочно) грызет гранит науки в техникуме или в вузе. Примечательна сезонность публикаций. В зимнее время преобладали портреты заводчан. Причем в те годы вовсе не зазорной считалась для девушек профессия токаря или фрезеровщика. Очаровательные девушки охотно становились браслетчицами. Вариантов прославиться для слабого пола имелось немало. Регулярно публиковались списки как награжденных за мирный труд, так и женщин, родивших шесть и более детей.

Впрочем, подступало время, когда партия и правительство постепенно осознавали: только грамотами и медалями производительность труда не поднять, а треклятый капитализм на место не поставить. А поскольку за опоздание на работу сажать уже не принято, нужно душевнее подходить к воспитанию масс. Совершенно органично смотрится на этом фоне статья под названием «Грубость – не показатель характера». То есть, с прочтением оной должны были отпасть последние сомнения. Зато за хулиганов страна решила взяться всерьез. Прошло всего пару месяцев после опубликования соответствующего постановления, как главная газета региона откликнулась актуальной статьей. Некто Бузаев (словно специально фамилию подбирали) уже имел неприятности с законом, отсидев 15 суток за хулиганство. Теперь выбитый зуб соседа обошелся ему в 4 года колонии строгого режима. «Зал, заполненный жильцами, по просьбе которых здесь состоялась сессия выездного товарищеского суда, удовлетворенно гудит».

Но пресса куда больше внимания уделяет пропаганде нового и светлого поискам путей к совершенству, хозяйственным реформам. Если в первом квартале трудовым коллективам еще только предлагается обсудить путь к этим самым реформам, то уже в сентябре под шапкой «В обкоме КПСС» четко формулируется «Хозрасчет – во все звенья». «Инициатива передовых металлургов завода «Красный Октябрь»… за внедрение хозрасчета на каждом участке и за выпуск продукции отличного качества при наименьших затратах имеет важное значение». От хозяйственных руководителей потребовали создать должные условия для внедрения хозрасчета. Забегая вперед, стоит отметить, что именно с середины шестидесятых промышленность, народное хозяйство страны первого в мире социалистического государства совершили огромный рывок. Не в последнюю очередь и благодаря творчеству масс. Вот скромный пример такого творчества. В автохозяйстве № 1 сварщик Марков, шофер Устинов, слесари Корнев и Мочанов, механик Рассказчиков и главный инженер Гофман сконструировали и изготовили автоприцеп с самосвальным устройством. Причем прицеп сделали из деталей списанной машины. Агрегат прошел испытания, предполагается в этом году сделать их 15.

Страницы «Волгоградки» впечатляют широтой представленных мнений, стремлением охватить все новые сферы не только трудовой деятельности, но и отдыха. Все большее внимание уделяется спорту. Экзотично для сегодняшнего дня выглядит, к примеру, статья, рассказывающая о растущей популярности в регионе мотобола. Далеко не каждый сможет сегодня ответить, что это за «бол» на мотоциклах. Мотоболисты волгоградской «Волги» заняли, кстати, в 1966 году четвертое место в первенстве РСФСР. Целую полосу отвели журналисты областной газеты для рассказа о том, как проводят свои выходные физкультурники Заканалья.

В 1966 году появились торговые автоматы. Для того, чтобы напиться газировки, достаточно бросить копейку или три в прорезь – и враз прольется живительная влага. Но народ отреагировал на замену объемных тетей-продавщиц автоматикой своеобразно. «В автоматах «Газированная вода» обслуживающие их работники находят вместе с монетами большое количество старых монет, металлических жетонов, шайб и других предметов. Удивляет несознательность людей, пользующихся этим. Экономя таким способом три копейки в своем кармане, они портят автомат, который стоит 735 рублей… не может не вызывать тревоги, что металлические жетоны, шайбы, опускаемые в автомат, изготавливаются не кустарно, а квалифицированно, на производстве». Нередко можно видеть и такую картину. Стоят рядом два-три автомата, а стаканов нет. Их только что на глазах у всех унесли за угол любители сообразить на троих».

Разделяя в полной мере гнев авторов публикации, стоит отметить, что любители экономить по три копейки знали цену деньгам. Плацкартный билет на поезд до Москвы стоил, например, для студентов и солдат срочной службы 7 рублей 20 копеек. А если человек едет в составе тургруппы, билет обходится в 5 рублей 40 копеек. Столь же соблазнительно дешевы и билеты для предпочитающих авиасообщение. С учетом повышенного спроса все больше рейсов появлялось для желающих перемещаться по области на аэроплане. На линии Волгоград – Урюпинск курсировали, к примеру, более десятка самолетов ИЛ-14. И это помимо более скромных моделей. Неудивительно, что авиаторы Урюпинска годовое задание выполнили на три месяца раньше срока.

Срок, но уже другого рода, фигурирует в отчетах о процессе над писателями Даниэлем и Синявским. Его ход широко освещался в «Волгоградке». Писателей обвинили в написании и передаче для напечатания за границей произведений, «порочащих советский государственный и общественный строй». Даниэль был осужден на 5 лет лагерей, а Синявский приговорен к 7 годам колонии.

Вот такие были времена, такие сроки.

DNG