Славянские корни Тишанской

Датой основания станицы Тишанской официально считается 1618 год. Хотя работы, проводимые в станице Тишанской, убедили местного историка И. Я. Богучарова, что оседлые славянские племена жили здесь много раньше. Совсем недавно нашли гробницы срубовой культуры: огромные колодцы с выдолбленными нишами, в которых лежали кости усопших. Это характерно для захоронения славян IX – XI веков.

Район бурно заселялся в 17-м веке бежавшими от крепостного права крестьянами. Тишанская упоминается в записях петровского воеводы и в дневнике самого Петра Первого. По его указу в 1698 году в бассейнах рек Хопер, Бузулук и Медведица проводилось описание лесов для выявления годных на строительство кораблей перед Азовским походом. Вот что записал царский чиновник в 1698 году: «По Хопру числятся 25 городков: Усть-Бузулук, Акишев, Тишанская... В каждом из этих городков было по100 или 140 дворов или куреней. А лет им по восемьдесят».
Соседние кочевые племена вплоть до середины XVII века нападали на хоперские земли. В 1713 году кочевники разгромили Урюпинскую, Михайловскую – на Хопре, Котовскую и Тишанскую станицы. Началом мирной жизни на Хопре и Медведице стало правление Екатерины II, когда турки и татары были разбиты в Крыму, а по реке Кубань поселились кубанские казаки.
В 1792-1795 годах за отказ от переселения на «кавказскую линию» тишанских казаков наказали, а в станице появились царские войска. Станичный атаман Мазин, невзирая на седины и старость, был высечен на майдане плетьми при всем народе. Вот что говорится об этих событиях: «В 1792-1795 годах во время семейного переселения на Кавказскую линию, многие из граждан Тишанской станицы, услышав, что в других станицах не хотят принимать грамоты о переселении, сговорились между собой волновать и настойчиво шуметь на сборе: «Не принимать»! Долго станичный атаман Евдоким Мазин со стариками уговаривали граждан не противиться власти. Много раз для увещевания их был созываем собор, но с каждым разом число недовольных увеличивалось и вполне принимало грозные размеры… Вследствие этого возмущения в Тишанской станице были поставлены регулярные войска. В Тишанской более всех пострадал несчастный атаман Мазин, о котором все общество пожалело как о добром старике, увещевания которого не послушались, его наказали плетьми».
Донской историк В. Д. Сухоруков писал: «Тишанская станица с населением 1453 человека имеет 232 дома, одну церковь, три водяные и две ветряные мельницы, 13 хуторов» и далее: «Большая часть хлеба лежит на гумнах в скирдах или одоньях немолоченным на открытом воздухе, подвергаясь порче, гнилости и питая целые стада мышей. Во всякое время можно найти столько хлеба, что без нужды достанет его на пятилетнее прокормление всех жителей». До устройства железных дорог к Тишанской пристани по Хопру шли баржи за хлебом из Балашова, Борисоглебска. Здесь можно было встретить купцов из Воронежа, Тамбова и других крупных городов. Под ссыпку зерна были возведены большие амбары. С устройством железных дорог навигация по Хопру заглохла.
По воспоминаниям старожилов до революции в станице насчитывалось свыше 300 домов. Прямые улицы сходились у церковной площади. Здесь же был плац, на котором вершились все станичные дела: проводы казаков на службу, зачитывались атаманские приказы, делили лес и хворост. На плацу было станичное правление и дежурили сидельцы: два казака при холодном оружии. Они выполняли поручения и приказы атамана.
Население станицы делилось на казаков и мужиков. Жили дружно, так как были нужны друг другу. Были тут и отставные офицеры, и церковные служители, учителя, фельдшер. Вся торговля в Тишанской находилась в руках иногородних. В станице было 12 лавок, местные купцы в них торговали сделанными кустарями товарами. Около 150 домов было заселено мужиками. Земли они не имели, но каждый имел свое дело. Плотники, сапожники, кирпичники, портные... Вязали для казаков длинные шарфы из козьего пуха, а из белой овечьей шерсти – носки без пяток. Сами же казаки, кроме хлебопашества, занимались животноводством, разводили овец, крупный рогатый скот, выращивали лошадей. Домовитые станичники имели от 70 до 90 лошадей, до 1000 овец, от 100 до 150 голов крупного рогатого скота. Зажиточные пускали за солью на Маныч по десять пар волов. Затем выгоднее стало завозить на Волгу соль, рыбу, деготь, сосновый лес. Сбывалось все в основном на двух ярмарках: Девято-Пятницкая с 1825 года проводилась в конце мая – начале июня, а Сорокамученическая, утвержденная с 1860 года – 9 марта.
Общественные станичные доходы состояли из питейных, взимались деньги и за прогон через юртовые земли на речке Песковатка купеческого скота, сдавали купцам за плату пастбища под выпас скота, работали три водяные мельницы, на откуп отдавалось богатое рыбой озеро Заозёрное.
Богата была станица рыбой, ловлей которой занимались несколько артелей и летом, и зимой. Отсюда рыба доставлялась на богатые столы и в русские города. Бесценным богатством юртовых земель были леса. Исстари они считались лучшими в округе. Но алчность человеческая в свое время почти свела леса на нет. Лес истребляли не только в займище, но и даже в степных буераках. Осенью 1859 года даже половину лучшего урочища разделили под вырубку. Хорошо, что в защиту леса выступило правительство, которое распорядилось: «Всем казакам сажать по 25 деревьев каждому и ежегодно». Леса были восстановлены.
...В 1724 году в старом городке поселения была построена деревянная церковь, но о ней не осталось сведений. 27 февраля 1780 года жители Тишанской попросили епископа Тихона о постройке новой церкви. Построена она была из дубового леса и освящена 7 сентября 1782 г. Она простояла почти сто лет, после чего в 1864 году возвели Покровский храм из камня. Строился он на народные деньги в течение 10 лет, а средства на это собирались более сорока лет. Фундамент сделан из каменных блоков, стены сложены из красного кирпича высокого качества. В раствор из извести добавлялся белок куриного яйца. На это ушло свыше 400 000 яиц.
С 1920 года Покровская церковь была закрыта. В 1973 году церковь хотели взорвать, но власть вняла многочисленным письмам об ее исторической ценности, что храм и спасло. Последняя попытка возродить храм имела место в 1992 году, но успеха не имела. Рядом с церковью сохранились несколько зданий церковно-приходской школы. Здесь размешается теперь местная Тишанская школа.