Сокровища кентавров. Спешите видеть!

В Волгоградском областном краеведческом музее открыта беспрецедентная выставка «Конь и всадник».

Находки из курганов кочевой аристократии. Вооружение, наконечники стрел и копий, драгоценные аксессуары степных вождей и их лошадей – наконец-то сокровища, обнаруженные на раскопках в Волгоградской области, можно смотреть не час-другой (раньше не было условий для их безопасного длительного экспонирования), а целых два с половиной месяца, аж до июля!

Украшая себя и своих коней, древние кочевники были самыми настоящими «металлистами». Серебряные наборные пояса с искусным чернением и позолотой, серебряная конская сбруя – можно представить, как эффектно это тяжелое убранство сверкало на степном солнце. Да еще на сапоги нашивали по сотне бляшек. Своя ноша не тянет…

– Чтобы все это достойно показать, мы провели огромную реставрационную работу. Представьте, вещи много веков пролежали в земле, многие из них представлены впервые. Наш реставратор Андрей Германович Черемушников буквально спасает их. А чтобы вы сполна оценили его труд, мы даже сделали фотографии предмета до и после реставрации. Это небо и земля, – Наталья Хабарова, заведующая отделом археологии ВОКМ обратила мое внимание на эти снимки.

Работали над выставкой и научные сотрудники Ирина Лапшина, Анна Кривошеева, Анна Жадаева. Это большой коллективный труд.

Самый загадочный экспонат выставки – череп сарматской жрицы со странным идеально ровным отверстием на макушке. Кто и зачем его сделал, до или после смерти женщины? Не понятно. Скелет был раскопан в районе села Перегрузное Октябрьского района. Две тысячи лет он хранит секрет, который ждет своего исследователя, для чего была проделана круглая маленькая дырочка в голове этой древней статусной дамы.

Мистика и магия присутствуют в костяных накладках на колчанах. По всей видимости, косторезное ремесло передавалось народным способом, а резчиком был сам всадник.

– Обереговый тайный смысл заключен в геометрических и растительных узорах. Особо сильными считался образ хищных зверей. Присутствуют и силуэты ланей, оленей, людей – они отражают космогонические представления, верования людей того времени, – рассказывает кандидат исторических наук Ирина Лапшина. – Мы выяснили, что узоры не просто прорезались, но и раскрашивались в зеленый, черный, красный цвет. Графическая реконструкция проведена Евгением Мысльковым, и открылась красота необыкновенная!

DNG

Поделиться в соцсетях