Станислав Железкин: На Медведицкой гряде находили скелеты великанов

Новый спектакль в областном театре кукол адресован отважным зрителям от 7 лет и старше. Таинственная пещера с призраками и чудесными опасностями. Смелые казачата, которым помогает духовное наследие предков. С большим успехом в Волгоградском областном театре кукол прошла премьера «Невероятные приключения казачат». Премьера необычная, начиная от программки с игрой-квестом и заканчивая мистическим сюжетом спектакля, его поэтической аурой, искренним обращением к чувству Родины. Помогло ли постановщику то, что сказочная история связана с нашими краями? – спрашиваем у приглашенного режиссера, нашего земляка, народного артиста России Станислава Железкина, – человека с именем и репутацией в мире кукольников.

Я одиннадцатый ребенок в семье

– Поскольку я из этих мест, донской казак, многое генетически заложено во мне – и способ ритмического существования казаков, их характер, уклад жизни, мировоззрение. В этом отношении мне безумно повезло. Но в этом и сложность. И ответственность перед моими предками и теми, кто знает меня. Перед моим старинным казачьим родом Железкиных, проживавшем в хуторе Малый Лычак Фроловского района, – хуторе, которого уже нет. Вспомнились годы, когда мы голодные-холодные – а я одиннадцатый ребенок в семье – бегали по лесу, собирали яблоки, дикий лук-скороду, болотный чакан и все это ели, этим спасались... Такие же шустрые казачата в нашем спектакле.

– А понятен ли этот материал современным маленьким горожанам? И как донести до них фольклор? Они ведь с рождения подсели на чаггинтонов и фиксиков, а про казачат мало что знают.

– Пьеса (автор тоже наша землячка, талантливый человек Наталья Гермаш. – Прим. ред.) написана специально для Волгоградского областного театра кукол. В ее основе легенда, которая передается из поколение в поколение, о Медведицкой гряде (цепь старых холмистых гор вдоль реки Медведицы на северо-востоке Волгоградской области, излюбленное место уфологов. – Прим. ред.), где отмечаются аномальные явления, где смещены времена и пространства, где люди попадают из настоящего в прошлое. Что касается фольклора… Нельзя забывать обычаи предков, свою богатейшую историю и неповторимую культуру. Людям, живущим на казачьей земле, тем более, считающим себя казаками, надо об этом помнить и расставить приоритеты духовной жизни над всеми остальными.

Характер для куклы

– Труднее ли стало работать с детьми из-за их компьютерной эмансипации?

– Да, труднее, но не потому, что они стали такие технически развитые. А потому что дети мало читают, мало общаются или общаются при помощи смс. Речь у них упрощенная. Пугает, что с они не воспринимают мелодику стиха. Общение с экраном приводит к тому, что выхолащивается понимание друг друга, сопереживание. Эти чувства становятся экранными, они неестественные, сегодня ребенок немножечко стал механистичным, привычным ко всяким ужасам, которые он воспринимает через компьютер. Как пробиться к ребенку сейчас? Только через оголенное и обостренное чувство правды и от актеров, и от постановочной группы. Дети сразу чувствуют, разговаривают ли с ними как с равными либо сюсюкают. Если зал остается равнодушным, значит, работа вхолостую.

– Какие задачи вы ставили перед художником? Куклы в спектакле интересные, живые. Какой им нужен был характер?

– Перед художником ставилась задача написанный для театра сложный материал представить в разных измерениях: настоящее время и время прошлое. Ровесников из разных времен, мальчишек и девчонок, художник должен был «разделить» не только при помощи костюмов, но и при помощи характеров в кукле. Мало того, тут еще один пласт – пласт волшебства и чуда, пласт великана... Кстати, достоверно известно, находили кости великанов, скелеты на Медведицкой гряде (сообщалось о находке древнего могильника с останками людей-гигантов ростом более двух метров. – Прим. ред.). И нам нужно было создать мир великанов и драконов, которые тоже существовали, мир волшебства.

Больше воздуха

Удачно, как мне кажется, художник Дмитрий Бобрович решил и сценографию. В этом маленьком здании театра, в ограниченном пространстве, что чрезвычайно сложно сделать, он предложил пространственное решение этого спектакля – глубину создал, воздух, атмосферу.

– Должен ли театр кукол становиться более интеллектуальным, не только развлекать, но и просвещать?

– Я не знаю, должен ли он становиться интеллектуальным, но – знаю точно! – он должен бороться за приоритеты нравственности. Он должен отвечать на один вопрос – зачем ты живешь на земле? Другой цели не может быть у театра…

– Что пожелаете Волгоградскому областному театру кукол?

– О! О! О! Если бы не было этого вопроса, все бы было хорошо. Это театр, который дал мне профессию. Это мой любимый театр, это моя радость, это мои учителя, которые и сегодня работают в этом театре, – Александр Ильин, например. Этот театр был для меня учителем в профессии и по жизни, потому что я в 15 лет пришел сюда. Почему я не сразу отвечаю на ваш вопрос, потому что подбираю слова. Когда я пришел сюда 47 лет назад, меня заверили, и не только меня – меня что было заверять, я был наивным тогда ребенком. Сказали: через полгода у вас будет новое здание. И вот сколько лет прошло, всего два региона в России, в которых в таком плачевном состоянии содержат помещения и техническую оснащенность театров кукол – это Ставрополь и, к сожалению, мой родной любимый город Волгоград. Это, конечно, нельзя... нельзя! Тут служат люди с «патологическим» отклонением, называемым «любовь и преданность театру». То, что делает директор театра Александра Анатольевна Николаенко – я не знаю... Это мужественный человек, я коленопреклоненно склоняю перед ней голову. Я сам директор, я сам художественный руководитель, и то, в каких условиях сегодня эти артисты, художники творят – немыслимое чудо! Чиновники и депутатский корпус всех уровней Волгограда просто обошли стороной духовное воспитание детей посредством театра кукол. Их это не интересует, и народ это наблюдает в течение сорока семи лет. Единственному очагу чуда и волшебства, который приходит в мир ребенка ПЕРВЫМ! Первым! Здания нет, условий нет. Только есть одна преданность театру этих людей.

DNG