Страсти по Дали и Пикассо

Два гения, как положено, вызвали споры на новой выставке.Двое гениальных эксцентриков – Сальвадор Дали и Пабло Пикассо – встретились в Волгограде, в музее изобразительных искусств. Они долго смотрели на гравюры друг друга, и они им наверняка понравились.

Ведь еще при жизни оба мэтра отдавали другу другу должное. Дали открыто восхищался Пикассо. Пикассо уважал творчество Дали, а однажды оплатил ему билет в Америку.

На выставке «Рапсодия страсти» в музее ИЗО до 15 сентября можно увидеть малоизвестные серии литографий и офортов Дали и Пикассо, всего 93 работы. В Волгоград их доставила компания «Артгит».

В основу произведения искусства могут лечь оды Вольтера или материалы съезда КПСС. Но не на этот раз. Гравюры навеяны «смелыми» пьесами маркиза де Сада и Кармелинка, мемуарами Казановы.

Однако не стоит ждать от выставки изощренной или запретной эротики, хотя эрос тут безусловно присутствует. Эти вещи интимнее, тщательнее, тоньше, чем известные по многочисленным репродукциям шедевры Дали и Пикассо.

– Их графику объединяет накал страстей. В основном это иллюстрации к литературным произведениям, – поясняет представитель компании Виктор Гитин. – Литографии Пикассо «Калифорнийский альбом» и «Пикассо и человеческая комедия» сделаны в противоречивый и сложный период его жизни, когда его бросила жена и он удалился на виллу «Калифорния», где познакомился с Жаклин, последней своей подругой. Наша компания подготовила эту передвижную выставку «под ключ», к ней даже специально написана музыка.

Владельцы представленных на выставке графических листов Дали и Пикассо – коллекционеры США и Франции, а не музеи, поясняет организатор.

Примечательно, что в кулуарах выставки велись жаркие споры о подлинности работ. Нашлись скептики, уверенные, что мы видим высококачественные компьютерные копии.

Кстати, надо понимать, что в печатных техниках, таких, как литография и офорт, делается некоторое количество оттисков произведения. Литография, например, создается художником непосредственно на камне и имеет ограниченный «авторский» тираж (до 30 экземпляров), которые, как правило, нумеруются. Следующая партия изготавливается уже мастером-печатником, и тираж ее определяется чисто коммерческими нуждами (может доходить до 1000 экземпляров и более). А сегодня можно сделать и высококлассный компьютерный принт, который практически не отличим от оригинала.

От этого зависит и цена. Автолитографии Пикассо с тиражом 10-15 экземпляров могут оцениваться в 100 000 евро, его же литографии тиражом 300-500 экземпляров – в пределах 1000-1500 евро. Сейчас по миру и по городам России путешествует не одна передвижная выставка печатной графики известных художников. Что мы там видим? Организатор вернисажа всякие сомнения отмел:

– Графические листы, которые видят волгоградцы, прошли процедуру сертификации. Причем на каждую работу мы имеем по три сертификата. Первый из них выдает зарубежная экспертная организация. Затем, когда мы ввозим работы на территорию России, подлинность работ при вскрытии контейнера на таможне подтверждает своей личной печатью российский эксперт. И третий сертификат мы получали в Росохранкультуре, – подчеркивает куратор. По его словам, в экспозиции присутствуют автолитографии, собственноручно подписанные и пронумерованные авторами. Поверим ему.

Волгоградский музей изобразительных искусств сделал очень большое дело, знакомя широкий круг посетителей с редкими произведениями гениальных мастеров, которые по-другому мы вряд ли когда-либо увидели бы.

Справка ВП

Литография («литос» - камень и «графо» - изображаю). На литографский камень, предварительно его обработав, наносят рисунок специальными карандашами и тушью. Затем поверхность камня подвергается химической обработке, после чего краска накатывается на его поверхность и спечатывается на лист бумаги. После получения необходимого количества оттисков печатная форма (камень) по традиции разбивается, то есть литографский тираж повторить нельзя.

Поделиться в соцсетях