Строящийся в Волгограде стадион «Арена» привлек художников

Фото Юлии Гречухиной
В Волгограде открыта выставка живописи и графики, посвященная незаслуженно забытому жанру индустриального пейзажа. В ретроспективной экспозиции представлены работы лучших мастеров, в том числе работы нового поколения волгоградских художников.

В экспозицию «Индустриальный пейзаж: ритмы быстротекущего времени» вошло порядка 70 работ, в том числе произведения известных волгоградских живописцев, уже ушедших из жизни. Например, этюды Стригина и Цыгулева. Многие работы представляют исторический интерес. Сталинградские и волгоградские художники часто в составе творческих групп выезжали на главные стройки региона, жили там в палатках и запечатлели поэтапное строительство Волжской ГЭС и Волго-Донского судоходного канала. Одна из традиционных – тема Волги, труда речников и рыбаков, ритмов большого индустриального мегаполиса. Ей посвятили картины наши современники Борис Чепкасов, Леонид Гоманюк, Александр Михайлов, Валерий Макаров.

В новой манере работают молодые художники Станислав Азаров и Сергей Пелихов. Работа Пелихова «Стадион строится», изображающая каркас будущего спортивного сооружения «Волгоград Арена», стала на выставке одной из центральных.

– Идея написать строящийся стадион появилась у меня давно, как только стали видны очертания грандиозного сооружения, окруженного кранами, – рассказывает автор, – Я долго искал точку, с которой делать наброски, хотелось добиться монументального вида, показать весь размах завершающего этапа строительства. Место нашел на склоне Мамаева кургана, откуда открывается отличный обзор: стадион, волжские дали и Волга. К счастью, погода сыграла на руку, очень динамичное состояние на натуре получилось, с ярким солнечным освещением. Сам сюжет привлек в первую очередь выразительным «пятном» белой глыбы стадиона на фоне волжского пейзажа. И, конечно, это историческое событие. Тема строительства, будь это жилые здания, мосты или стадион – это наша история, запечатленная на бумаге или холсте.

В том, что из художественного творчества сегодня почти ушли индустриальные сюжеты, виноват кризис экономики, начавшийся в конце прошлого века. Однако осмысление взаимоотношения природы и рукотворной среды по-прежнему актуально, уверена куратор выставки искусствовед Лидия Ишкова:

– У нас появилась идея восстановить жанр, тем более у этой темы, берущей начало еще в 1920-х, весьма интересная история. Сегодня на выставках часто появляются идеалистические пейзажи. Травка, ромашки – все это, конечно, очень красиво, но там нет присутствия человека, и это перекос. На наш взгляд, индустриальному жанру надо дать второе рождение, в нем есть и своя поэзия, и своя философия.

Поделиться в соцсетях