Сувенир – это не только вкусно

Народные промыслы и местная туриндустрия ищут друг друга. "Какие сувениры вы обычно везете из Волгограда в подарок?" – опросила я знакомых. Что-нибудь вкусное, например, горчичное масло, вяленую рыбку и розовые помидоры, делился опытом народ. Знатоки вспомнили и о «вечном»: мол, хороший презент – ажурные перчатки из козьего пуха и даже пуховые трусы из города Урюпинска с его знаменитым вязальным промыслом. Дежурным подарком стали магнитики с изображением танцующего моста. Оригинальных, стильных «сувениров с волгоградским лицом» мало.

Рынок сувенирки меняется, но очень медленно. Надежда на местных дизайнеров и на традиционные виды ремесел – на адаптацию их изделий под нужды современного рынка.

В развитие этой темы областное Агентство развития туризма пригласило журналистов в информационный тур для знакомства с народными промыслами региона. Мы встретились с интересными мастерами, их рукоделием. И убедились: их оригинальные произведения редко встречаются в широкой продаже, хотя могут многое рассказать гостям о Волгоградской области.

Игрушка по-царицынски

С точки зрения технологий, качества подарочной продукции порадовала волгоградская фирма, которая специализируется на выпуске игрушек в русских традициях. Я раньше видела их на разовых ярмарках и выставках, в торговых сетях они практически не представлены. Например, детские строительные наборы-конструкторы, авторские настольные игры – все из натурального дерева, бука и березы. Из дерева даже погремушки, внутри которых гречневая крупа.

Кони-качалки в яблоках и петушки – ответ заморским Бэтменам и Спайдерменам. Традиция не только в том, чтобы изготовить народную куколку, фигурки рождественского вертепа, считает директор Георгий Семихов. Царицынские игрушки – это еще и фактура, запах и тепло исконного материала. Экологичные штучки держать в руках приятно, такие они гладкие, отшлифованные. Из нетонированного дерева сделан даже трактор. Чем не символ волгоградского машиностроения? Наоборот, в ярмарочные мармеладные цвета раскрашена заводная карусель: вполне себе коллекционная вещь.

Или вот Буратино – украшение для интерьера. Эта игрушка со сложной механикой собрана из 30 деталей – у нее двигаются даже фаланги пальчиков. При производстве этих сувениров используется главным образом ручной труд. В штате фирмы есть собственные художники. Видно, поэтому цены впечатляют – от 300 рублей до 15 тысяч. Рядовым покупателям они попадаются редко – реализуются лишь в одной торговой точке Волгограда. Правда, их можно заказать по Интернету. В основном же товар идет в столицу и на экспорт.

– У нас нет розничной сети, наши партнеры – оптовики, – комментирует Георгий, – мы стремимся к тому, чтобы придумать в дереве какой-то царицынский, волгоградский бренд.

В ассортименте есть кубики с видами Волгограда, и это пока все. Главная проблема в отсутствии госзаказов, считает директор. Тогда бы предприятие чувствовало себя увереннее, разрабатывая волгоградские сувенирные линии.

И скрипач, и гончар

Волгоградец Игорь Шаповаленко вместе с женой Галиной (оба — скрипачи симфонического оркестра) увлекаются гончарным делом. Умелец постигал азы ремесла медленно, но уверенно. Самостоятельно научился работать на гончарном круге. Теперь воссоздает аутентичную глиняную утварь, предметы народного казачьего быта — кружки, горшки, кринки, корчаги, кувшины, экзотичные кюхли (сосуды для напитков в виде разных животных).

Свою продукцию Шаповаленко сдает на реализацию в волгоградский магазинчик, эдакую казачью гамазею, где торгуют предметами казачьей тематики.

– Глина местная. Ездим в карьер, сами добываем глину, отбираем, готовим пластичную массу, – увлеченно рассказывает скрипач-гончар. – Кружим, обжигаем и молочим, то есть после обжига посуду окунаем в молоко. Все строго по казачьим традициям. В коровьем молоке содержится казеин, который пропитывает поры керамики и делает ее непроницаемой для воды.

На кувшинах и кружках нет волгоградской символики.

– Эту посуду берут в декоративных целях, но ее можно спокойно использовать в быту. Кофе из такой кружки особенно вкусный.

Занимается гончарным ремеслом в Волгограде не так много людей. Потому Игорь Шаповаленко не считает их своими конкурентами. Скорее соратниками и товарищами по весьма трудоемкому хобби.

Гамазея для односумов-казаков

В казачьей гамазее на полках стоит не только керамика Шаповаленко. Здесь и сувенирное холодное оружие, одежда. Точнее, казачья справа от сапог до разных видов погон, пуговиц и шевронов. Шаровары, гимнастерки, мундиры, чекмени, папахи, фуражки. Полный комплекс костюма донских казаков, к нему наборные пояса, рубашки, бешметы, архалуки, чирики, карпетки, даже казачьи серьги. Здесь же аудиодиски с казачьими сказками и песнями, в записи которых приняли участие волгоградские артисты.

С самого начала гамазейщикам пришлось одновременно осваивать производство, издательскую деятельность и вести исследовательскую работу. Многое из того, что продается – результат экспедиций по Волгоградской и Ростовской областям. Так, по образцам из краеведческих и этнографических музеев шьются чекмени и шаровары, пояса. По колодкам из станицы Иловлинской тачаются казачьи сапоги. Именно такие, какие носили донцы в XVIII – XIX веках. Предпочтение в производстве отдается местным мастерам, впитавшим родовые традиции.

– Когда-нибудь, дай-то бог, мы откроем свой центр казачьей культуры, – загадывает директор Петр Борисанов. – В последнее время явно наблюдается стремление жителей к самоидентификации, поиску корней, образов, с помощью которых можно выразить себя. Гамазейная казачья атрибутика представляет интерес для определенного круга людей, хотя не является must have.

Свистулька must have

Примечательно, что представленная там же сувенирка более общего плана оказалась сделанной не в Волгоградской, а в соседних областях – Саратовской, Ростовской. Тесные контакты с нашими местными умельцами пока не завязываются.

Почему? Ответ на этот вопрос мы получили, общаясь с талантливыми волжанами, участниками известного творческого объединения «Город мастеров». Свои работы они показывали в Волжском историко-краеведческом музее. Экспонировалась, например, персональная выставка педагога Надежды Жданкиной, виртуозного мастера русского костюма и текстильной куклы. По-настоящему уникальны макеты храмов из нашего камыша, сделанные пенсионером Олегом Кожиным. А серебристые свистульки-окарины в форме донских лещей и волжских осетров – от волжанина Валерия Жильцова?

Для большинства мастеров рукоделие – увлечение, а не бизнес. Им больше нравится осваивать новые техники, материалы и направления, а не налаживать сбыт, разбираться в финансовых вопросах, заниматься маркетингом. Мастера довольствуются участием в эпизодических фестивалях, форумах, выставках, где продают свои вещи. Отдавать свои поделки на реализацию в чужие руки они не любят. «Это же как своего ребенка кому-то отдать, переживаю, не будет ли вещь повреждена», – признается большинство. Многие изделия к тому же настолько сложны в изготовлении и требуют от автора так много времени и сил, что их массовое производство невозможно, а без этого о ценовой доступности нечего и говорить.

Кроме того, нет концепций нового сувенира, визуализирующего образ Волгоградской области, мало специализированных магазинов. Все это мешает народным умельцам становиться партнерами местной туриндустрии, предлагать свой эксклюзивный продукт в качестве сувениров. А потенциал у наших талантливых мастеров огромный.

DNG