Там, где ходит красный конь

Ровно сто лет назад художник с дважды русской фамилией Петров-Водкин написал знаменитую картину «Купание красного коня». Его вдохновили наша речка Иловля, деревенские мальчишки и обычная рыжая лошадка.

А было так. В 1912 году великий русский художник Кузьма Петров-Водкин приехал погостить в имение генерала, героя русско-турецкой войны Петра Грекова, в хуторок Мишкина Пристань, который когда-то находился рядом с нынешним селом Гусевка в Ольховском районе.

Уютный господский дом, ухоженный сад, неширокая Иловля с тихими заводями и кувшинками, красивый женский монастырь невдалеке... В письмах того времени Петров-Водкин нахваливал эти места тогдашней Саратовской губернии, радушных хозяев. Сидя на бережке, художник делал наброски деревенской лошадки по имени Мальчик и плескающихся пацанов. Эти-то рисунки и легли в основу пророческой картины «Купание красного коня». На петербуржском вернисаже она стала сенсацией. Сейчас шедевр находится в Третьяковской галерее.

Стоять перед этим огромным странным полотном нелегко, настолько оно подавляет своей тревогой. Красный, цвет праздника и цвет крови, бьет в глаза. Картина врезается в память каждому, кто ее видел, пусть даже на репродукции из школьного учебника.

Огненный богатырский конь и хрупкий отрок, с трудом сдерживающий напор, стали символами своего времени, как «Черный квадрат» Малевича и «Герника» Пикассо. Истинные художники и поэты наделены даром предчувствия. Когда вскоре началась Первая мировая война, Петров-Водкин говорил: «Так вот почему я написал красного коня!» Еще с большим основанием он мог сказать это года через три…

…Трагический предсказанный им век пролетел. Нет уже той генеральской усадьбы и того сада, и хутора Мишкина Пристань. Зато осталась благодарная память. В Ольховском районе, в Гусевке, решили отпраздновать рождение шедевра, замысел которого родился в наших краях. По этому поводу устроили настоящее народное гуляние на территории ближнего детского лагеря.

И лошадей, и всадников было в избытке. Везде стожки сена, как бы напоминающие, что где-то неподалеку ходит красный конь. Его каурые собратья мирно стояли в загородке из жердей. Зрителям показали конно-спортивное шоу с рубкой лозы. А на фоне больших макетов красного коня из фанеры не сфотографировался только ленивый.

Удачно «легли» на идею праздника выставка совсем свежих пленэрных этюдов волгоградских художников «Ольховские пейзажи» и занятные детские рисунки на тему красного коня, мастер-классы по изготовлению народной куклы и батику. Их организовал Волгоградский музей изобразительных искусств. На все это с большого баннера взирал Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (именно этот его автопортрет хранится в фондах ВМИИ).

Свои этнографические павильоны представляли Котовский, Камышинский, Иловлинский, Ольховский районы. По тропинке можно было спуститься вниз к заросшей камышами реке с покосившимися мостками и попытаться понять, как тут все было сто лет назад.

Сиденья «зрительного зала» под открытым небом на 1200 мест были сделаны из брикетов спрессованной соломы. На сцене, огороженной плетнями, выступили творческие коллективы Волгоградской области, показана музыкально-литературная композиция об истории Гусевки. Народный артист России и Украины Николай Гнатюк исполнил популярную песню про красного коня.

Ольховчан поздравили с рождением новой замечательной традиции уроженец Гусевки, депутат Госдумы Владимир Плотников, заместитель министра сельского хозяйства России Олег Алдошин, первый вице-премьер Волгоградской области Олег Керсанов, депутаты областной думы и члены Общественной палаты.

А председатель Саратовского регионального отделения Союза художников Павел Маскаев заявил, что праздник стал настоящим нерукотворным памятником Петрову-Водкину и его творению.