Там, где кончаются слова...

В Доме художника Волгограда продолжается выставка «Там, где кончаются слова...» супругов Елены и Федора Новиковых. Он – театральный художник. Она – великолепный график.

...Настоящий театрал всегда готов обмануться, глядя на оригинальные декорации в спектакле. И поверить, что на пятачке от рампы до задника сцены умещается длинная улочка казачьего хутора. Или, допустим, величественные королевские покои. Хочется и чтобы актриса, затянутая в корсет, была действительно похожа на благородную принцессу, а не на заблудившуюся девчонку с соседней дискотеки. Ко всему этому прямое отношение имеют театральные художники, которых в Волгограде можно пересчитать по пальцам одной руки. Один из них, Федор Новиков, пригласил волгоградцев за кулисы своей не публичной, штучной профессии.
Персональная ретроспективная выставка театрального художника – довольно редкое явление. Федор Новиков показал свои эскизы и афиши к осуществленным постановкам в театрах Волгограда и Астрахани, Москвы и Санкт-Петербурга, Словении и Турции, Болгарии и Чехии (всего у художника более 100 постановок в театрах России и зарубежья).
Эти работы имеют самостоятельную эстетическую ценность, но все-таки интрига тут – соотнести их с реальными зрелищами. Кто-нибудь из волгоградцев, возможно, видел в нашем ТЮЗе спектакль по мотивам произведений Гоголя «Инкогнито из Петербурга». «Мышеловка» (по пьесе Агаты Кристи) успешно идет в Камышинском драмтеатре, а в музыкально-драматическом казачьем театре – «Женитьба Белугина». Художественное их решение придумал Федор Новиков.
Гордится он и, например, оформлением спектакля для театра кукол по мотивам Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Новиков продумал до мелочей необычную ячеистую ширму-окно, которая по сюжету была границей между земным и небесным мирами. Потом рецензенты писали об эмоциональном потрясении зрителей на этом рождественском спектакле.
– Конечно, наброски и авторские эскизы, которые вы сегодня видите, – лишь малая толика долгой работы над постановками, – рассказывает Федор Новиков, – моя – театрального художника – задача: не просто проиллюстрировать замысел режиссера, но и повлиять на атмосферу спектакля. Я придумываю среду обитания героев, их костюмы, бутафорию, но на самом деле ищу метафору, которая могла бы передать настроение, энергетические токи.
Домыслить зрелище
Спектакль «Майская ночь» делался для Астраханского театра кукол (как не хватает в Волгограде таких кукольных спектаклей для взрослых!). И ширма, и занавес в нем – густого лилового цвета, как закатное небо или весенняя пышная сирень. Малороссийские дивчины и парубки резвились в этих загадочно-сказочных кущах.
В спектакле по пьесе экзистенциалиста Сартра «Мухи» художник терпеливо искал ключ к передаче ощущения одурманивающего жаркого марева. Он окутал героев москитными сетками и облачил их в странные одеяния в стилистике африканского Бенина.
Обязывающей была работа над постановкой «Ханума» в Дагестанском театре кукол по президентскому гранту. На заднике изображались улочки кавказского селения, уходящие в горы, по небу пролетал воздушный шар, груженный бурдюками с вином, рыбой. Передний план декорации – двухэтажные старинные дома, опоясанные галереями, выполнявшими роль ширм. В этом сложном спектакле были задействованы разные виды кукол – тростевые верховые, штоковые, марионетки.
– Несмотря на сложность, работать было весело, удалось создать зажигательное, как лезгинка, действие, – вспоминает Новиков.
На вопрос, почему он так часто работает в театре кукол, отвечает легко:
– В любых других театрах главенствуют слово, музыка, пластика. И лишь в театре кукол первую скрипку играет художник, обязанный придумать выразительные характерные образы.
Заведующий кафедрой декоративно-прикладного искусства Волгоградского института искусств и культуры, Новиков все-таки принадлежит к петербургской театральной  школе, будучи выпускником Санкт-Петербургской театральной академии, учеником Николая Акимова.
– Театральный художник не просто должен уметь держать кисть в руках. Он должен быть знаком с литературой, историей, понимать законы театра. Найти неожиданный ход иной раз помогает чувство юмора. Такими сюрреалистичными, ироничными получились куклы иностранных послов в сказке «Голый король». В животе индуса вдруг появлялся аквариум с рыбками. У мексиканца на сомбреро оживали всадники. Ну, а китаец в одной из сцен удивился до такой степени, что его узкие глазки-щелочки округлились до невероятных размеров. Публика хохотала.
Сейчас нередко миссию сценографа берут на себя режиссеры-постановщики. Новиков относится к этому спокойно. «Почему нет, лишь бы это было достойно...»
Женский взгляд
Работы Елены Новиковой, представленные на выставке, – совсем другие по жанру и философии.
Она художник с крепкой академической школой и филигранной авторской техникой. Ни одного случайного штриха, точки, заливки. Мы увидели коллекцию графических листов, выполненных с кропотливым мастерством и внутренним романтизмом.
Тушь, перо и кисть Елены Новиковой создают необычный по живописности рисунок. В нем есть своеобразная кинематографичность. Вот графический лист «Подсолнухи»: на переднем плане лежат эти самые подсолнухи, привядшие на солнцепеке. Они изображены с тончайшей деталировкой – видны мелкие прожилки листа, изломы лепестков. Но «камера отъезжает» – и на заднем плане открывается вид с волжского откоса, необозримый простор воды, высокой кручи, бесконечного неба.
Тот же прием использован и в других работах серии «Родные места» – взгляд художницы и зрителя останавливают не просто Казанский собор, пожарная каланча, но и парящий кленовый лист, ветка цветущей вишни. Интересны портреты в интерьере, пейзажные композиции Елены Новиковой.
Елена и Федор Новиковы – оба «играющие тренеры», занимаются педагогической деятельностью, преподают в Волгоградском институте искусств и культуры. Они активные участники, дипломанты и лауреаты многих региональных, международных выставок.
Их выставка «Там, где кончаются слова...» продолжается до 21 апреля.