Там, где утихли бои...

Там, где утихли бои...
Фильмы о Сталинградской битве, которые стоит пересмотреть

Миновала скорбная дата 22 июня – начало Великой Отечественной войны. А 17 июля – годовщина начала кровопролитной Сталинградской битвы. Об этом сражении сняты десятки фильмов. Самые значимые из них мы вспоминаем сегодня вместе с волгоградским киноведом Галиной ЖДАНКИНОЙ.

1. «Дни и ночи», 1944.

2. «Возмездие», 1967.

Режиссер Александр Столпер. 1942 год.

Батальон капитана Сабурова яростной атакой выбивает фашистов из трех сталинградских домов. Начинаются дни и ночи их героической обороны. Фильм «Дни и ночи» (1944) по одноименной повести Константина Симонова рассказывает о судьбе сабуровцев. В 1967?м легендарный советский режиссер Столпер вновь обратился к подвигу Сталинграда, сняв по роману Симонова «Солдатами не рождаются» военную драму «Возмездие» с потрясающим актерским ансамблем. Генерал Серпилин – одна из лучших ролей Анатолия Папанова.

3. «Солдаты», 1956. Режиссер Александр Иванов.

Экранизация повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» до сих пор считается честным и проникновенным, вне стереотипов, фильмом о буднях «окопников» – солдат и офицеров одного из сталинградских батальонов. Некрасов снялся в эпизоде, изображая пленного немца.

4. «Собаки, вы хотите жить вечно?»?/?Hunde, wollt ihr ewig leben, 1959,

Германия. Режиссер

Франк Висбар.

Экранизация одноименной книги кадрового немецкого офицера, участника Сталинградской битвы, пацифиста Фрица Веса – одна из первых попыток взглянуть на события Сталинградской битвы глазами побежденных немцев. Фильм о переменах, произошедших с молодым немецким лейтенантом, попавшим под Сталинград. Он начал сомневаться в непогрешимости нацистской идеологии. Документальные кадры органично вмонтированы в ткань повествования. Фильм не лишен удачных моментов, хотя и схематичен.

5. «Они сражались за Родину», 1976.

Режиссер Сергей Бондарчук.

Особенно близок волгоградцам тем, что снимался в наших краях. По мотивам одноименного романа Михаила Шолохова. Жестко показаны изматывающие оборонительные бои в клетских степях на подступах к Сталинграду. Потрясающая операторская работа Вадима Юсова. Созвездие великих русских актеров, которые создали достоверный собирательный портрет советских воинов, вынужденных отступать. Все это делает фильм нетленной классикой.

6. «Сталинград», Фильм 2,

СССР – США – ГДР – Чехословакия, 1989.

Режиссер Юрий Озеров.

Брежневские годы ознаменовались появлением эпохального батального полотна из киноэпопей «Освобождение, «Солдаты свободы», «Битва за Москву», «Сталинград». В тогдашнем соревновании с Голливудом «Сталинград» крепко скроен по законам жанрового кинематографа, своим размахом и пафосом отвечал запросам времени.

7. «Сталинград»?/? Stalingrad, 1993.

Режиссер Йозеф Вильсмайер.

Высокобюджетная картина, где завершение Сталинградской битвы мы видим глазами не обстрелянного лейтенанта Ханса фон Витцланда. Свист пуль и рев «катюш», голод и холод доводят до грани безумия. Оказавшись в Сталинграде по приказу, образованный молодой человек, потомственный военный, поборник дисциплины и офицерской чести, быстро осознал фатальность происходящего и обреченность немцев.

8. «Враг у ворот»?/?Enemy at the Gates,

США – Ирландия – Великобритания, 2001.

Режиссер Жан-Жак Анно.

Голливудский «кино-эпос» о реальном историческом персонаже прославленном снайпере Зайцеве. Фильм вызвал жгучую дискуссию, особенно среди наших зрителей старшего поколения. Они не были готовы к восприятию развлекательного блокбастера, в центре которого – дуэль двух снайперов.

9. «Последний поезд», Россия, 2003.

Режиссер Алексей Герман-младший.

Скорее всего действие разворачивается зимой 1943 года. Главный герой мобилизованный немецкий хирург Пауль Фишбах приезжает на восточный фронт под Сталинград «последним поездом» в тот момент, когда русские переходят в контрнаступление. Молодой режиссер создал образ невероятной трагической силы – русской сталинградской зимы, погубившей тысячи жизней. Потрясают нечеловеческие страдания с обеих сторон – вот что нужно запомнить и не потерять постепенно слабеющую связь с предыдущими поколениями.

10. «Жизнь и судьба», 2012.

Режиссер Сергей Урсуляк.

По мотивам сложного для экранизации романа Василия Гроссмана. Многосерийный телефильм вызвал неоднозначную оценку критиков, но обладает высокими художественными достоинствами. Тень тоталитаризма, постоянного подавления личности висит над героями киноэпопеи.

11. «Сталинград», Россия, 2013.

Режиссер Федор Бондарчук.

Первый российский кинофильм, снятый в формате IMAX 3D. Рассчитанная на любителей современного аттракционного кинематографа, картина в целом была встречена тепло. Многие сограждане проголосовали за нее рублем («Сталинград» стал чемпионом проката в России в 2013?м). В фильме нет идеологического посыла, он снят по лекалам большого зрительского кино и стал новым этапом осмысления Сталинградской битвы, началом новой героической мифологии. Важно, что он напоминает, кто победил, освободив мир от коричневой чумы.

Из воспоминаний Юрия Никулина

«Идут съемки картины «Они сражались за Родину». Около здания школы, где разместились костюмерные, Бондарчук произвел осмотр наших костюмов. К Ивану Лапикову и ко мне, как к бывшим фронтовикам, артисты подходили за советами. А мы и сами многое забыли. Я вдруг задумался: на каком плече – на правом или на левом – носили скатанную шинель? Потом вспомнил – конечно же, на левом, ведь на правом – ремень от винтовки».

Фото vpravda.ru

Поделиться в соцсетях