Танец Дракона и пляски Смерти

Приятное открытие для взрослых: hard days night в волгоградском кукольном театре. Впервые на памяти многих волгоградский театр кукол позвал на просмотр не малышей, а взрослых. Оказалось, постановка 8-12+ здесь более чем уместна. Изысканный спектакль по сказке Андерсена «Соловей» скрасил вечер трудного дня, и удивленная этим зрелая публика спрашивала: а еще у вас такое, «взрослое», есть?

– Приятно было видеть оживление зрителей, которым показали другой кукольный театр. Поддерживаю такие мероприятия обеими руками! – делится впечатлениями одна из участниц этого своеобразного флеш-моба – празднования дня рождения великого датского сказочника.

– До вчерашнего дня кукольный в моем представлении существовал исключительно как театр для детей этак до 6-7 лет, после чего, думала я, им уже неинтересно смотреть на кукол. А уж взрослым и подавно. Любители кукольного театра и искусства, не спешите накидываться на меня с возгласами несогласия и переубеждения. Я уже и сама переубедилась…– соглашается другая мама.

«Ты, верно, знаешь, что в Китае все жители китайцы и сам император китаец», – так начинается по-андерсоновски лукавая сказка о свободолюбивом Певце «Соловей» и поставленный по ее мотивам спектакль-притча волгоградского театра кукол.

Спектакль изящный, как те китайские иероглифы, которые на наших глазах на больших листах-свитках рисовал (исполнял!) артист Владимир Ташлыков – он же Соловей, Император и Смерть, и Девочка, и Придворный...

Что редкость для таких моноспектаклей – он совсем не монотонный. Артист, которого мы видели в живом плане, был удивительно органичен в окружении кукол.

Не спеша, как длинную старинную рукопись, он разматывал нить сюжета, раскрывал перед зрителями чудесную историю, игравшую экзотическими восточными красками. Зеленел бамбук, алел императорский балдахин, сиял золотой трон, зажигались ритуальные свечи, веселился праздничный Дракон и в жуткой пляске выходила белая Смерть. Экзотическая музыка, как серебряные колокольчики в дворцовой молельне, и практически живое пение соловья (это секрет артистов) довершали стильную ауру спектакля. Заключительный философский аккорд – начертанный на наших глазах иероглиф «Мудрость». Кстати, как правильно изображать эти и другие знаки, артист консультировался с китайскими студентами.

Гостей честно предупреждали, чтобы не брали с собой детишек младше восьми лет, Но все-таки несколько человек пришли с малышней, которой могло быть страшно – танец Смерти довольно эффектен.

Зато нашелся мальчик лет 8-10, который на встрече с актерами после спектакля заявил, что его-то как раз больше всего впечатлило явление Смерти и что он едва не заплакал в этот момент. Но это точно был не ужас, а то, за чем ходят в театр – эмоции, чувство сопереживания! Слезы – вот самая драгоценная награда певцу, а не золотая туфля на шею. Кто помнит Андерсена, тот поймет.

Талантливому артисту Владимиру Ташлыкову в равной мере были подвластны иронические и трагические интонации. В спектакле ему помогала Наиля Орлова, которой в том числе выпало играть руки императора.

Драматичный живой план и сотня ловко придуманных сценических мелочей – результат кропотливой работы приглашенного режиссера Михаила Урицкого и художника-постановщика – заслуженного художника Крыма Людмилы Рестенко. Премьера уникального спектакля, созданного ими специально для волгоградского театра, прошла еще 1 декабря 2007 года.

Жаль, что его нет в афише ближайших месяцев, а то ведь посмотреть его теперь хотят все знакомые тех, кто остался в восторге от «Соловья». И это аргумент в пользу расширения репертуара театра кукол для взрослой аудитории.

Пока, и это понятно, здесь удовлетворяют спрос на спектакли 3+. Что касается школьников от 8 лет, подростков, молодежи и их родителей, диалог со зрителями только налаживается. Заведующая литературной частью театра Наталья Леонтьева всегда открыта для общения, в том числе в соцсетях, и ей можно послать "запрос".

Пока спектаклей для старших категорий зрителей не так много. К ним можно отнести, например, «Сталинградскую мадонну». В ближайшее время к возобновлению планируются «Басни Дедушки Крылова» (квартет кукольников с дирижером), «Слоненок пошел учиться» на стихи русского советского классика Давида Самойлова. В следующем сезоне предстоит премьера «Невероятные приключения казачат" для целевой аудитории 8-12 лет.

Вечерние спектакли в театре кукол… Кому-то покажется, что это нонсенс. Возможно, и не сразу получится заманить взрослого зрителя в храм Мельпомены, куда мамы и папы обычно ведут малышей. Это риск для театра. Но он может стать и «прорывом».