Танк на ладони

  • Танк на ладони
  • Танк на ладони
  • Танк на ладони
  • Танк на ладони
  • Танк на ладони
Казалось бы, моделизм – невинная забава мальчишек. Но изготовление в масштабе точных копий техники больше позиционируется как хобби умных и рукастых людей, которым не жалко времени на изучение чертежей, фотографий, документов. Волгоградец Роман Самохвалов «заболел» стендовым моделизмом лет десяти от роду. И не изменяет своему увлечению, став взрослым. «Хотя, – шутит, – наверное, это уже диагноз».

В магазинах продаются шикарные наборы для моделирования танков, самолетов, вертолетов – бери и клей . Значит ли это, что любой может купить набор и сделать хорошую модель?

Все не так просто.

Тот, кто серьезно занимается стендовым моделизмом, внешний вид оригинала восстанавливает кропотливо, до малейших нюансов. Настоящий мастер добивается максимального исторического и технического правдоподобия. В микромире все, как в жизни. Вплоть до количества болтов, заклепок на корпусе танка. Если, конечно, это не Т-34, броневые листы которого не клепали, а сваривали. Детальки крошечные, но все на месте – пулеметы, антеннки, леера, растяжки.

– На бронетехнике имитируется даже шероховатая фактура поверхности, сварные швы, защитная маскировка, – подтверждает Роман Самохвалов. – Порой от готового набора используются разве что гусеницы и катки танка, остальное либо перепиленное, либо сделанное с нуля. Масштаб разный – 1:72, 1:35, 1:24…

Чтобы построить правильную модель, Роман досконально изучает ее прототип, собирает информацию, работает с архивными источниками, Интернетом. Моделисты копают настолько глубоко, что дадут фору ученым-историкам.

Вот недавний случай. В Волгограде проходила презентация каталога вооружения Второй мировой войны. Аргументированные замечания по этой книге высказали именно мастера стендового моделирования. Автор обещал ко второму изданию убрать изъяны.

Деревянный мотоцикл

…Санитарный самолетик, который уместился у меня на ладони, полностью самодельный – пластик, картон, немного проволоки, фольга: весь из подручных материалов.

Роман сделал его, руководствуясь сведениями из книг, военных журналов, Интернета. Это высший пилотаж – в уменьшенном масштабе восстановить мгновение времени.

– Когда мне было 10 лет, я случайно у деда в сарае нашел журнал с разверткой объемной модели грузового автомобиля «Урал». Первое мое изделие получилось, наверное, не очень аккуратным. Но это было начало «заболевания», которое с тех пор не прошло, – рассказывает Роман.

По профессии он рекламщик. А в свободное время строит точные копии различной техники, все больше гражданской, а также различной экзотики.

Например, в его коллекции есть модели самолетов, созданных еще до Первой мировой войны, не все из которых могли от земли оторваться.

Имеются и совсем необычные конструкции – например, первый мотоцикл «Даймлер» 1885 года. В это трудно поверить, но он был деревянным.

Мало кто знает, что первый отечественный мотоцикл был выпущен в 1903 году. Его модель Роман выполнил, пользуясь информацией консультанта из Риги – профессионального реставратора. Мотоцикл этот выпускался серийно, правда, небольшими партиями. А ведь многие уверены, что на рубеже веков Россия передвигалась исключительно на лошадях.

Кстати, первый в мире серийный мотоцикл появился еще в 19-м веке (их тогда сделали около десятка), однако с коммерческой точки зрения проект провалился.

– Роман, а почему коллеги-моделисты называют вас «звездой Интернета»?

Он смеется:

– Не знаю. Может, потому, что я многое выставляю в Сети, подробно и пошагово описываю свои действия. А главное, часто делаю модели раритетов, размещаю их фотографии, что вызывает интерес аудитории.

Например, один из таких раритетов – потаенное судно Никонова. Или, попросту говоря, подводная лодка 17-го века, герметичная посудина, способная идти в воде "потаенно и подбити военный корабль под самое дно"…

Ее автор – изобретатель-самоучка Ефим Никонов, крестьянин из Подмосковья. Свою идею он предложил Петру I. Царь-новатор, конечно, за нее ухватился. Дошло и до испытаний, которые оказались не слишком успешными. Лодка стала чересчур быстро погружаться и ударилась о дно, дала течь. К счастью, никто не пострадал, в следующем 1721 году ее починили, спустили на воду, но тоже неудачно. На этом история российского подводного флота надолго прервалась.

Бочка с веслами

Вероятно, Никонов в конечном итоге добился бы успеха, но смерть царя-покровителя положила конец финансированию его изысканий, крестьянин был разжалован из мастера потаенных судов в простого плотника.

Лодка же постепенно сгнила. В наши дни прабабушке российских субмарин установлен памятник в Сестрорецке. Все, кто пытался воссоздать ее облик, отталкиваются от сохранившегося списка расходных материалов, старых гравюр. Модель потаенного судна в исполнении Самохвалова похожа на бочку с веслами. И не раз брала призы за оригинальность на выставках.

Время моделей наступает вечером и по выходным. Счет своим работам Роман Самохвалов уже давно потерял. Моделирование – далеко не фордовский конвейер: на одну вещь уходит от двух недель до одного года. Склеить, отшпаклевать, покрасить, тонировать… Для тонких операций используются нож, надфили, шкурка, мини-дрель с разными насадками. И – появляются танк, самолет, автобус, экскаватор, которые умещаются на рабочем столе.

Волгоградские моделисты не только в Интернете тусуются, но и, не стесняясь, объединились в крепкое сообщество. Если сначала кучка ярых фанатов собиралась где-нибудь на ступеньках и обменивалась новостями, то за последние пару лет клуб разросся, так как обрел надежную крышу над головой. Теперь заседания клуба регулярно проводятся в отделе технической литературы областной библиотеки имени Горького.

Особой конкуренции нет, все знают друг другу цену. Коллеги по увлечению готовы поделиться друг с другом технологиями, проводят мастер-классы, одной командой выступают на выставках. И хотя они уверяют, что по половому признаку моделисты не подразделяются – прекрасных дам среди них что-то не наблюдается. Все-таки в эти игрушки «играют» мальчишки всех возрастов.

К сведению

История моделизма насчитывает немало веков – первые мини-модели были созданы в Египте в 10-м веке до нашей эры. Это были копии кораблей того времени из глины и дерева. В средневековье моделизм стал широко использоваться как наглядное пособие при обучении будущих офицеров в военных заведениях. Современный же моделизм – массовое хобби – зародился в 1932 году. Именно в этот год в Великобритании поступили в продажу первые наборы для сборки моделей, доступные любому желающему.

Поделиться в соцсетях