Театр от Отара

  • Театр от Отара
  • Театр от Отара
  • Театр от Отара
  • Театр от Отара
  • Театр от Отара
Создатель НЭТа народный артист России Отар Джангишерашвили отмечает 70-летие.Мы говорим «Отар Джангишерашвили» и подразумеваем волгоградский НЭТ. Мы говорим «НЭТ» и подразумеваем Отара Джангишерашвили. В эти дни Отару Ивановичу исполняется 70 лет. Созданный им Новый экспериментальный театр осенью отметит 25-летие. А его бессменный руководитель приехал в наш город уже небезызвестным режиссером.

Когда 25 не меньше 70

Он родился в Гори – негласной второй, после Тбилиси, культурной столице Грузии. Возвращавшуюся из сталинских ссылок интеллигенцию не всегда принимали в Тбилиси, и они приезжали сюда, в Гори. Старшеклассником бегал в местный драмтеатр имени Г. Эристави. Отар Иванович и сегодня вспоминает, какой восторг испытывал, играя в школьной постановке царя Ираклия.

После школы он пытался поступить во ВГИК. Уже видел себя модным кинорежиссером, не замечая во время прочтения отрывка из «Гамлета» улыбок членов приемной комиссии. Председатель комиссии Тамара Макарова, народная артистка СССР, посоветовала подучить русский язык.

Он остался в Москве и «тусил» с молодежью вокруг бронзового Пушкина, читал стихи и пил портвейн. Жизнь была прекрасна, нелегка и маняща. Отар поступил через год на… юрфак. Институт имени Герцена, новые встречи и знакомства, сессии и походы по столичным театрам. В итоге юристом Джангишерашвили не стал, а стал студентом Тбилисского театрального института, попав на курс одного из выдающихся режиссеров Советского Союза Михаила Туманашвили.

На дороге к вожделенной славе стала срочная служба в СА. Досадной помехой свою службу в танковых войсках Джангишерашвили не считает. Служил в Прибалтике, в Калининградской области, а дембельнувшись, махнул погулять в Киев к армейскому дружку. И там, на Украине, познакомился со своим знаменитым земляком – народным артистом СССР режиссером Дмитрием Алексидзе, для друзей просто Додо. Это знакомство стало поворотным событием в жизни Джангишерашвили. Дмитрий Алексидзе возглавлял Украинский государственный театр, а заодно кафедру режиссуры в Институте театра и кино имени Карпенко-Карого. Отар Джангишерашвили стал студентом этого вуза.

– Дмитрий Александрович, помимо всего прочего, дал мне один их главных уроков в жизни, – вспоминает Отар Иванович. – Для творческого человека страшны не огонь и вода, а именно медные трубы. То есть – испытание на прочность первой славой.

Авангардный Шекспир

Она пришла к студенту Джангишерашвили, когда он с друзьями-студентами поставил «Гамлета». Честолюбивый, начитавшийся Брехта, Отар поправил Шекспира на свой авангардный вкус. Спектакль состоялся и получил немалый общественный резонанс. Недоучившийся молодой режиссер раздавал интервью и купался в лучах славы.

– Я купил себе шляпу, сунул в рот сигару и в таком виде явился в институт. Первым, кого я здесь встретил, был мой наставник Дмитрий Алексидзе. В его руках заметил газету с заголовком «Мой Гамлет». Я приготовился выслушать похвалу в свой адрес, но вместо этого получил ушат ледяной воды. Дмитрий Александрович был в бешенстве. Он разорвал газету на клочки и много чего мне тогда накричал – при всем тожестве гласности я не берусь и сегодня дословно приводить его слова. Но главное я запомнил: «Если начнешь козырять своими успехами, тебе как художнику конец». Я запомнил. Позже убедился, как прав был мой Учитель. Он спас меня.

…Дипломированный молодой режиссер ставил спектакли в театрах Тбилиси, Ульяновска, Москвы. Приобретал поклонников и обзаводился недругами. Обычное дело в творческой кухне.

В Петрозаводске Отар Джангишерашвили вплотную приблизился к заветной мечте. Когда-то, будучи абитуриентом Тбилисского института, он на полном серьезе заявил членам приемной комиссии: «Хочу создать свой театр». В Карелии он ставил спектакли, которые стали ассоциироваться у зрителей с его именем. «Дни нашей жизни» по Андрееву, чеховский «Дядя Ваня», «Цемент» по Гладкову, «Закон вечности» Думбадзе, «Иркутская история» Арбузова – каждая из премьер становилась событием.

Олег Ефремов возил из столицы молодых актеров «Современника» в Петрозаводск – показать «как можно и как надо». Отару Ивановичу здесь было присвоено звание "Заслуженный артист Карельской АССР". Здесь начал выкристаллизовываться костяк труппы, впоследствии ставшей коллективом НЭТа.

Когда, вопреки желанию, но по складывающимся обстоятельствам Отар Джангишерашвили был вынужден покинуть петрозаводский театр, за ним последовали Александр Таза, Лидия Матасова. Их путь пролег в красивый и старинный волжский город Горький. Уверенно взялся Джангишерашвили за работу. Горьковский драмтеатр в предперестроечные 80-е годы блистал и звездился, одних народных артистов в труппе было больше десяти человек. Не всем по нраву пришлись амбиции и строгость пришлого режиссера, посмевшего перечить «маститым». Публика выстраивалась за билетами на его спектакли с раннего утра, а он тратил драгоценное время на всевозможные собрания и разборки с директором.

– Когда интриги и дрязги в театре стали зашкаливать, – говорит Отар Иванович, – я принял для себя решение: ухожу. Вообще ухожу из театра. В кинематограф.

Кто знает, как сложилась бы судьба Джангишерашвили дальше, и что стало бы с волгоградским театром драмы, переживавшим глубочайший кризис, но векторы сошлись: в 1988 году Отар Иванович приехал в наш город. Ему был дан карт-бланш и именно НЭТ стал первым в России контрактным театром в России. Один человек в своем лице объединил полномочия главрежа и директора.

Сказать, что приняли Джангишерашвили в Волгограде ласково – значит покривить душой. Волгоградский драматический театр, существовавший как самостоятельная единица с 30-х годов 20 века, вписал свою яркую страницу в летопись города. Его ликвидация в 1988 году стала немалым ударом для многих. Здание передали НЭТу. На варяга с кавказским акцентом те самые многие стали смотреть косо изначально.

Он не вступал в дискуссии. Не до того было: в здании театра начался грандиозный ремонт. Актеры помогали рабочим, а в репетиционное время, сбросив спецовки, танцевали меж бочек с побелкой.

Золотая граната

Дальше все знают. Премьерой «Ромео и Джульетта» Джангишерашвили взорвал Волгоград и стал понятен смысл агрессивных афиш НЭТа с нарисованной золотой гранатой-лимонкой.

Все в театре было новым и непривычным – все три буквы аббревиатуры названия в полной мере оправдывали себя. Толстую книгу отзывов, лежащую в фойе, приходилось менять на новою чуть ли не еженедельно – так быстро заканчивались чистые страницы.

Актеров Отар Джангишерашвили собрал со всей страны. В первую очередь на зов режиссера откликнулись молодые из театров Петрозаводска и Горького. И не прогадали. Зарубежные гастроли, искреннее признание у волгоградцев и блестящие перспективы стали платой за нелегкий актерский труд.

Может показаться, что 25-летний путь НЭТа – это дорога одних сплошных побед. Конечно, нет. Потому что так не бывает, будь ты хоть трижды счастливчиком. Но Отар Иванович уверен: зритель идет в театр за праздником.

…Такое впечатление, что собственный юбилей Отара Ивановича заботит меньше всего. Грядущее 25-летие театра волнует его куда больше.

Тем более, в минувшем театральном сезоне появились предпосылки для осуществления очередной его большой мечты – превратить Волгоград в город театральных фестивалей. 20 лет назад он сумел организовать в здесь очень масштабный международный театральный фестиваль: ни до, ни после ничего подобного волгоградцы не видели. Но потом времена круто изменились. В этом году произошла подвижка – первый областной фестиваль «Театральные диалоги», по оценке столичных критиков, имеет все шансы стать традиционным, а творческий потенциал волгоградских театров позволяет им претендовать на участие в общероссийском фестивальном движении.

Потом, уже летом, после закрытия сезона, труппа НЭТа благодаря неуемной энергии Джангишерашвили вырвалась на гастроли в Тбилиси. Вернулись из столицы Грузии нэтовцы воодушевленные. Все это, по словам Джангишерашвили, отличный фундамент для будущего волгоградского театрального фестиваля.

Сегодня в НЭТе тихо – актеры в отпуске. Но на рабочий стол юбиляра пыль садиться не успевает. Хозяин кабинета бывает здесь чуть ли не ежедневно. Не за горами юбилейный сезон и создатель, бессменный художественный руководитель, главный режиссер и директор НЭТа, народный артист Российской Федерации, кавалер ордена Почета, грузинского ордена Чести, лауреат Государственных премий России им. К. Станиславского и Ф. Волкова, академик Международной академии театра Отар Джангишерашвили весь в думах, как сделать, чтобы праздник зрителей не заканчивался.

Ну а мы, в свою очередь, хотим поздравить Отара Ивановича с днем рождения. Дабадебис дгес гилоцав мегобаро!

Поделиться в соцсетях