Театральный диалог не должен завершаться

Театральный диалог не должен завершаться
Всемирный день театра, который отмечался накануне, не имеет в России официального государственного статуса, и в календарях экономят на красной краске, но нельзя сказать, что праздник игнорируется. Нет, не только актеры в гримерках и другие работникитеатра в кулуарах могут в этот день позволить себе поднять стопочку, если только не заняты в вечернем спектакле или в дружеском капустнике, но и чиновники всех рангов не скупятся в этот день на комплименты в адрес адептов Мельпомены.Другое дело, что некая фальшь содержится в красивых словах последних, и не потому, что слова эти неискренни, а по причине сложившегося в нашем обществе отношения к культуре в целом, все чаще напоминающего отношения между барином и затравленным холопом.Правда, в этом году Всемирный день театра в Волгограде наступил на бодрой позитивной волне – свежи в памяти прекрасные впечатления от недавно прошедшего первого областного фестиваля «Театральные диалоги», давшего возможность десятку творческих коллективов заново, можно сказать, познакомиться, а заодно показать, на что способны, именитым столичным гостям.И наш разговор с председателем регионального отделения Союза театральных деятелей, народным артистом России Отаром Джангишерашвили так или иначе строился вокруг «диалогов».

– Отар Иванович, в далеком 1992 году, вы, человек в нашем городе новый, сумели организовать и провести в Волгограде международный театральный фестиваль высочайшего уровня во всех смыслах – и по творческому наполнению, и по далеко не провинциальному антуражу. Наверное, сравнивать эти фестивали, произошедшие с более чем двадцатилетним перерывом, не вполне корректно, но, может, попробуем?

– Пожалуй, не стоит ставить вопрос именно таким образом. Тогда совсем молодой театр НЭТ сумел собрать под своей крышей зарубежных коллег – таких же энтузиастов, фанатов сценического искусства, как и наша труппа. Но не забывайте, это было десятилетия назад, в сложное время перестройки страны и общества. Да, многое безжалостно ломалось, бездумно подвергалось развенчанию, но фундамент оставался крепким, существовали наработанные связи, отношение к театрам у властей оставалось уважительным, а востребованность в искусстве – высокой. Тогда нам удалось провести фестиваль, ставший, на мой взгляд, подлинным праздником для волгоградцев, заслуженно гордившихся театральной историей города, а заодно и НЭТ показал тем, кто по началу принял молодой театр в штыки, свои самые серьезные намерения и возможности. После наш театр неоднократно предпринимал попытки сделать подобный фестиваль регулярным. Мы не уставали доказывать руководству города и области, что театральный фестиваль работает на имидж региона, что у наших творческих коллективов немалый потенциал, что от фестивального движения выигрывают все волгоградцы. Шли годы, менялось отношение государства к учреждениям культуры, рыночные механизмы насаждались и в сферы, где им не может быть места, что давно доказано мировой практикой. Все сложнее было находить общий с чиновниками язык, все чаще на любые наши инициативы частенько сменявшимися чиновниками давался стандартный ответ насчет отсутствия финансовых средств. Как говорится, провинциальным театрам было уже не до фестивалей – речь заходила о простой выживаемости. Но известно – капля камень точит. И я искренне рад, что наконец то власти региона разделили позицию театров насчет необходимости проведения подобных творческих диалогов, способных помочь самим коллективам и отлично сработать на имидж Волгоградской области.

– Столичные театральные критики высоко оценили наши «Театральные диалоги». На итоговой пресс-конференции в адрес волгоградских театров прозвучало много искренних комплиментов. Резюме авторитетных мэтров таково, что увиденные ими спектакли в большинстве своем достойны показа на любых именитых фестивалях. Также гости отметили и достойную организацию «диалогов», проведенных без обычных в подобных случаях накладок.

– Региональная власть серьезно отнеслась к проведению фестиваля. Министерство культуры оказалось на высоте. Мнение приглашенных критиков, я считаю, дорогого стоит. Подчеркну, что на «Театральные диалоги» приехали такие корифеи, как заслуженный деятель искусств России главный редактор журнала "Театральная жизнь" Олег Пивоваров, корифей театральной критики Николай Жегин, авторитетнейший Александр Смоляков. Они судили непредвзято. Например, сумели увидеть в работе театра кукол подлинный маленький шедевр – спектакль «Муха-Цокотуха» областного театра кукол. Много добрых слов было сказано в адрес ТЮЗа, особенно такой его работы, как «Брачный договор». По словам москвичей, вирус коммерциализации обошел фестивальные спектакли стороной. Даже отдельные недостатки работ театров Волжского и Камышина, по мнению критиков, вполне исправимы. Зато сколько искренней любви к своему делу, желания творить в этих театральных коллективах. Или взять волгоградский музыкально-драматический казачий театр. После просмотра спектакля «Донская душа» и игры заслуженного артиста России, старейшего актера театра Анатолия Трусова московские гости были приятно удивлены – в глубине души они рассчитывали увидеть здесь не больше, чем псевдоказачий колорит, а увидели серьезнейшую театральную работу с великолепными актерами. На фестивале было немало разговоров и о общих для театрального сообщества проблемах. Увы, они последние годы остаются неизменными, и мы не раз озвучивали их – это нищенские пенсии ветеранов сцены, износ театрального оборудования и отсутствие средств на его обновление, определенный кадровый голод и многое другое.

– Вы умолчали, но именно ваш спектакль «Цареубийцы» по мотивам пьес Алексея Толстого был удостоен самой высокой оценки московских критиков. Они отметили и пронзительность режиссерского авторского взгляда, и высокие способности исполнителей главных ролей, и многое другое, сделавшее спектакль уникальным. Но не секрет, что публика сегодня идет в театр отдохнуть от проблем, которых с лихвой хватает в обыденной жизни, идет посмеяться, расслабиться. И НЭТ, как правило, идет публике навстречу. Зажигательные комедии, как классические, так и современные – основное содержание репертуарного портфеля НЭТа. Февральский премьерный спектакль «Боинг-Боинг», встреченный «на ура», очень органично вписался в общий список. А как НЭТ собирается завершить театральный сезон?

– Замечу, что театр – всегда в первую очередь зрелище и публика действительно идет сюда за праздником. Но никто не снимает с театров обязанности и заставлять людей переживать и думать. И легкая комедия может и должна содержать в себе мысль, должна напомнить зрителям о непреходящих ценностях. Что касается премьерного спектакля, которым НЭТ завершит свой 23-й сезон, то это будет комедия Карло Гольдони «Брак по конкурсу». За пару веков это классическое произведение итальянского драматурга своей актуальности ничуть не потеряло, в чем сможет убедиться каждый, кто придет в мае в наш театр. А заодно наши зрители получат очередную хорошую порцию положительных эмоций – НЭТ это гарантирует.

Поделиться в соцсетях