Три великих православных праздника выпали на нынешние выходные

Один из этих праздников – Благовещение, всегда отмечается верующими ровно за девять месяцев до Рождества Христова, то есть седьмого апреля. Но даты двух других, Лазаревой субботы и Вербного воскресенья, зависят от времени празднования православными Пасхи.

Лазарева суббота в нынешнем году совпала с Благощением, встречается она сегодня. А следующий за ней воскресный день станет соответственно Вербным воскресеньем, или днем входа Господня в Иерусалим.
Птица гнезда не вьет
Слово «Благовещение» звучит по-гречески, как «евангелион». Очень похоже, как видим, на знакомое всем нам название «Евангелие», которое и означает благую весть.
Праздник Благовещения, как гласит священная история, имеет такое происхождение. Юной Деве Марии муж ее, старый плотник Иосиф, ведущий родословную от знаменитого библейского царя Давида, был, скорее, не мужем, в привычном для нас понимании, а обручником – защитником, хранителем девственности этой девушки. От предыдущего брака, как утверждают некоторые источники, у него было четверо сыновей и две дочери. Но от Марии он иметь детей не мог по причине преклонного возраста.
Пребывая под его присмотром, Дева Мария жила в городе Назарете, где был дом Иосифа, занимаясь чтением Писания и рукоделием. Через четыре месяца после их обручения, явился к ней архангел Гавриил и произнес: «Радуйся, благодатная! Господь с тобою, благословенная ты между женами». Желая успокоить смущенную девушку, он объяснил Деве Марии, что своим смирением и целомудрием она обрела величайшую благодать – быть матерью Божьего сына.
Как считают многие богословы, слова архангела Гавриила – «Радуйся, благодатная!», обращенные к Деве Марии, стали первой благой вестью для человечества после его грехопадения, произошедшего из-за греховного поступка Евы и Адама. За свой поступок Ева была проклята, Мария же была благословенна Богом. От этого, согласно вероучению церкви, и исходит начало спасения рода людского.
Праздник Благовещения является древнейшим праздником из празднуемых церковью в честь Богородицы – указания на него известны в источниках начиная с четвертого века.
На главной улице города Назарета расположена ныне православная церковь святого архангела Гавриила. Неподалеку от нее находится источник, прозванный церковью «колодец Марии». Согласно православному вероучению, на этом месте Дева Мария и получила от архангела благую весть о предстоящем рождении у нее Божьего сына.
В народе с Благовещением издавна связано много примет. Так, например, в ряде областей считалось исстари, что если в этот день, от утра до полуночи, назвать сорок раз мужа «милый», то он будет весь предстоящий год любить и холить благоверную.
Также не полагалось на Благовещение женщинам делать каких-либо новых причесок, поскольку в этот день «дева косы не плетет, птица гнезда не вьет». Не полагалось в этот день и новую одежду надевать – иначе в скором времени она испортится, порвется...
Первое воскрешение
Лазарева суббота, празднуемая церковью сегодня, связана с другим преданием, хранимым ею.
В селе Вифания, близ Иерусалима, жил некий Лазарь вместе с сестрами Марфой и Марией. Семья их была дружна с Иисусом. Случилось так, что Лазарь тяжко заболел. Христос, когда узнал об этом, был довольно далеко от Иудеи. Прийти к нему он смог лишь на четвертый день, когда Лазарь был мертв – даже тело его начало разлагаться.
«Господи, – сказала Марфа, повстречав Иисуса, – если бы ты был здесь, не умер бы брат мой». «Я – воскресение и жизнь, – ответствовал Христос. – Верующий в меня, если и умрет, оживет».
Произнеся эти слова, Христос приблизился к пещере-гробу, в которой лежал мертвый Лазарь. Отвалив камень, преграждавший вход в нее, Иисус громко воскликнул: «Лазарь, выйди вон!»
Вскоре, на глазах у изумленных иудеев, Лазарь, живой и невредимый, вышел из гробовой тьмы, увитый белыми погребальными пеленами. И многие тогда уверовали в то, что Иисус – сын Божий...
Если вдуматься в эту историю, становится понятным то, почему Иисус, задержавшись в пути к умирающему другу, не спас его от смерти, хотя был в силах сделать это. Ему надо было совершить явное чудо на глазах у многих, воскресив умершего друга, тем самым подготовив народ и к собственному воскрешению из мертвых. Ведь люди много больше верят чудесам, чем проповедям и иным словам, обращенным к их рассудку...
На молодом осле верхом
На следующий после воскрешения Лазаря день Иисус с триумфом въехал в Иерусалим. Сделал он это не в окружении стражи, не в роскошной колеснице, запряженной лошадьми, а следуя верхом на молодом осле в сопровождении своих учеников – бедно одетых, утомленных долгой дорогой.
Почему? Во-первых, для того, чтобы, опять же, подтвердить истинность пророчества Исайи, также предсказывавшего это событие. Но важен и такой момент: въехать в город верхом на осле обозначало тогда мирные намерения путника, тогда как конного всадника в те времена воспринимали, скорее, как воина.
Люди в Иерусалиме, прослышав о воскрешении Лазаря Иисусом, произошедшем накануне, горячо его приветствовали, размахивая пальмовыми ветками. Задолго до этого взоры народной толпы были обращены к Елеонской горе, по которой проходила дорога в Иерусалим, ведущая из Вифании. Увидев Иисуса, жители города бросали ему под ноги одежду, встречали его с восторженными вскриками, с хвалебным возгласом «Осанна!»
На Руси с глубокой древности верба, расцветающая раньше всех других деревьев, ассоциировалась с пальмовыми ветками, с которыми встречали люди в Иерусалиме. Поэтому на праздник Вербного воскресенья и вошло в обычай освящать веточки вербы, хранить их затем на протяжении года в переднем углу дома, за иконами.
В старину накануне Вербного воскресенья россияне, от простолюдина до царя, отправлялись ломать вербу на берега рек, протекающих поблизости. Считалось, что она обладает способностью наделять здоровьем, половой энергией людей и даже скот. Люди верили также, что освященные веточки вербы предохраняют их от заболеваний и очищают их дома от нечисти.
Вербе приписывалась также издавна способность охранять от пожара дома, уберегать нивы от града, останавливать бурю, распознавать ведьм и колдунов и даже помогать отыскивать клады. Во время грозы освященные веточки вербы ставились на подоконник – считалось, что это спасет дом от попадания молнии.