Трясясь в прокуренном вагоне, он полуплакал, полуспал

Русско-французская премьера "Знаешь... Все эти границы..." – нечто для Волгограда небывалое. Наши театры не флиртуют с документализмом до такой степени, как это сделали в своей совместной постановке Theatre de chamber 232u (Франция, Ольнуа-Эмери) и Волгоградский Молодежный театр.

За свежесть театрального эксперимента нужно сказать «Спасибо» с большой буквы худруку Молодежки Владимиру Бондаренко и un grand merci автору, постановщику и сценографу Кристофу Пирэ. Концептуальный спектакль построен по непривычным для нас законам – можно сказать, по законам сна или нерифмованного стихотворения.
Сквозь снега и туманы мчится поезд. Благодаря мультимедиа почти физически ощущаешь дорожную тоску и дрему. Видеокамера запечатлела монотонные пейзажи за окном. В какую сторону едет поезд? Может быть, в сторону вчера. Пассажир, он же Автор (Кристоф Пирэ), берет зрителей в попутчики и единомышленники, читает вслух свой дневник (блог?). Действие соткано из его эмоций, наблюдений и размышлений.
Время от времени к рампе выходят герои его снов-воспоминаний. Действие переносится то в берлинский танцкласс, то в волгоградскую малогабаритную квартиру, то на брюссельскую улицу, то на вокзал «Волгоград-1».
Кое-что «захвачено» буквально из вчерашней жизни. Очень красивые видеоинсталляции запечатлели панораму замерзшей Волги, недавние январские снегопады. В канву повествования попали журнал "Шарли Эбдо", волгоградские теракты. Саундтреки передают шум улицы, перестук вагонных колес.

Документальные штрихи оттеняют главное – современные взаимоотношения мужчин и женщин, подруг и друзей, их исповедальные монологи – документы души. Эпиграфом к необычному психологическому спектаклю могло быть чеховское: «Музыка играет так весело, бодро, и хочется жить! <…> и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем... Если бы знать!»

Актеры играют под своими именами, как бы подчеркивая: от себя настоящих ушли не далеко. Стася (Анастасия Фатеева), Елена (Елена Арвье-Жилова), Дима (Дмитрий Матыкин), Юля (Юлия Мельникова), Игорь (Игорь Мишин) говорят на русском и французском (субтитры на экране), произносят угловатые тексты вроде «Снег оставляет следы наших жестов». Повествование ведется и на чувственном языке пластики, пения, живой музыки (музыка такой же персонаж спектакля, как и актеры).
Герои встречаются, расстаются, путешествуют, страдают, хотят любви и понимания, ищут в мире «места, где можно заново придумать горизонт».

Балерина Елена из комфортной Франции почему-то возвращается домой, в Волгоград, что-то тянет ее назад в российскую неустроенность. Может быть, причина в Игоре? Игорь настолько одинок, что ведет длинные разговоры с голубой плюшевой собачкой. Юля заклеила все щели своей квартиры, спрятавшись в ней, как в коконе. Ее другу Диме стало душно в этой квартире. Он уехал в Бельгию, где встретил бывшую подругу Елены авангардную художницу Стасю.
Они такие разные, и у всех так мало счастья. Не исключено, что счастье так же эфемерно, как горизонт. От человека зависит лишь его личная свобода, поэтому путешествие через видимые и невидимые границы продолжается. Ведь поезд еще не прибыл на конечную станцию.

DNG