Урок с «Броненосцем «Потемкиным»

  • Урок с «Броненосцем «Потемкиным»
  • Урок с «Броненосцем «Потемкиным»
  • Урок с «Броненосцем «Потемкиным»
В школах может появиться новый факультатив «100 лучших фильмов». Российский Минкульт подготовил их список. Инициатива вызвала неоднозначные отклики учителей и родителей, о чем «Волгоградская правда» писала. А интересно, что думают прокатчики? Моя собеседница – Светлана Павлова, директор областного киновидеоцентра.

– Не знаю, как вас, Светлана Антоновна, меня список удивил. Ни одного российского фильма 21-го века. Ни Сокурова, ни Звягинцева, ни Балабанова, ни Лунгина, уже не говоря о Гай Германике… Короче, нет знаковых авторов, которые снимают кино о сегодняшнем времени. Зато имеются немые картины начала прошлого века.

– Как профессионал и как руководитель учреждения – хранителя государственного фильмофонда, я понимаю, откуда ноги растут. В этот список попали фильмы из золотой коллекции советского кино. Причем очень разноплановые. И мультик «Ежик в тумане» Норштейна. И ретрокомедия «Волга-Волга» Александрова, и военно-патриотический фильм «В бой идут одни старики», и драма Михалкова «Утомленные солнцем». Объединяет их одно – в подавляющем большинстве они сняты за государственные деньги и на государственных студиях в период до 1992 года. Поэтому права на их показ будет легко приобрести, ведь они произведены до принятия закона об авторском праве.

Так просто? Но, согласитесь, современным школьникам, воспитанным на компьютерном дизайне и подсевшим на «голливудскую иглу», будет тяжеловато смотреть черно-белую «Аэлиту» 1924 года. Это, мягко говоря, не «Аватар»… Я не уловила сверхзадачи списка 100 фильмов. А вы?

– Думаю, появление этого проекта связано с полным провалом государственной культурной политики в сфере кино, в частности, с голливудской экспансией, о которой вы упомянули. Отечественная кинопродукция (да и то не самого высокого толка) сейчас занимает в киносетях скромную нишу 8-11%. Российское фестивальное, экспериментальное, арт-хаусное кино в нашем широком прокате не идет либо проваливается. Ведь у молодежи (главного зрителя киномоллов) сформированы вполне определенные вкусовые предпочтения. В результате наш зритель "зарабатывает" кассу Голливуду и киноплексам, часть из которых принадлежит западным владельцам.

В предложенном срезе кино действительно трудно уловить четкую систему. Но если отбросить идеологизацию, свойственную тому времени, это очень честные, светлые, жизнеутверждающие картины. В них есть как раз те ценности, которых нашему сегодняшнему обществу очень не хватает. И на чем, если не на этом, воспитывать?

Не спорю, но мой вопрос в другом. Воспитывать надо понятным языком. Часто приходится слышать, что сейчас у зрителя клиповое мышление, он избалован яркой картинкой, спецэффектами. Покажите сейчас пятиклассникам «Александра Невского» – смеяться же будут: крестоносцы с ведрами на голове. Хоть это Эйзенштейн, но ведь 1938 год, от которого веет музейностью...

– Чтобы не было смешков, для этого нужно фильм профессионально преподнести. Даже в народных комедиях Гайдая сегодняшним детям, родившимся в другом мире, понятно не все. Надо объяснять. Подводить к историческому и культурному контексту фильма.

На своих фестивалях, кинонеделях мы этим занимаемся. И тогда, несмотря на плохое качество пленки и наивность советских лент, дети их воспринимают очень хорошо. Я обожаю киноклубное движение, которое поддерживается в Волгоградской области усилиями уникальных профессионалов-фанатов, таких как Галина Жданкина, Зоя Финкельштейн. Но в школе учителю будет очень трудно вести этот факультатив, потому что у него нет знаний, практики, в конце концов, времени и сил.

– Нужен ли вообще киноликбез в школах?

– Конечно. Во Франции, например, такие уроки проходят повсеместно, и даже в законе об авторских правах для школьных просмотров предусмотрены льготы. И не случаен национальный феномен французского кино – оно сегодня заняло заметное место в мире и успешно конкурирует с американским.

Нам же для начала надо определиться, чего хотим: то ли через кино показать ученикам историю киноискусства, то ли преподнести через фильмы историю государства, литературу. То ли воспитать вдумчивого зрителя. Кстати, есть еще один смысл – интеграция поколений. Об этом говорил и министр культуры Владимир Мединский. Молодые не знают, на чем росли старшие, старшим незнакома субкультура, на которой растут дети. Кроме того, сегодня в одном классе учатся дети, воспитанные в разных культурах, – это вызовы, с которыми сталкиваются многие страны мира. Совместный просмотр и обсуждение фильмов поможет сближению вкусов и взглядов.

Пока что складывается ощущение, что подборка фильмов (а это лишь малая часть кинонаследия) нормально не продумана.

– Готова ли школа к таким урокам?

– Пока нет. Нужны методические пособия для учителей, которым было бы интересно вести такой факультатив. Знатоков кино среди них не так много. Придется обеспечить школы нужным техническим оборудованием и доступом к качественным копиям. Это проблематично, особенно в малых городах и поселках, где в школьных зданиях не всегда даже есть актовые залы. А как быть с лицензированием кинопоказов? Эта деятельность должна быть прописана в уставе. Очень много «подводных камней». Сроки определены – следующий учебный год, но сомнительно, что к 1 сентября поспеют. Больше скажу, есть опасение, что из-за торопливости и непродуманности эта инициатива сойдет на нет.

Кстати

Проект списка «100 фильмов»

1. А если это любовь? – Ю.Райзман, 1961

2. А зори здесь тихие – С.Ростоцкий, 1972

3. Адмирал Нахимов – В.Пудовкин, 1946

4. Айболит-66 – Р.Быков, 1966

5. Александр Невский – С.Эйзенштейн, 1938

6. Андрей Рублев – А.Тарковский, 1966

7. Аэлита – Я.Протазанов, 1924

8. Баллада о солдате – Г.Чухрай, 1959

9. Бег – А.Алов, В.Наумов, 1970

10. Белеет парус одинокий – В.Легошин, 1937

11. Белое солнце пустыни – В.Мотыль, 1969

12. Белорусский вокзал – А.Смирнов, 1970

13. Берегись автомобиля – Э.Рязанов, 1966

14. Бесприданница – Я.Протазанов, 1936

15. Бриллиантовая рука – Л.Гайдай, 1968

16. Броненосец «Потемкин» - С.Эйзенштейн, 1925

17. В бой идут одни «старики» – Л.Быков, 1973

18. В огне брода нет – Г.Панфилов, 1968

19. Веселые ребята – Г.Александров, 1934

20. Внимание, черепаха! – Р.Быков, 1969

21. Война и мир – С.Бондарчук, 1965-1967

22. Волга-Волга – Г.Александров. 1938

23. Восхождение – Л.Шепитько, 1976

24. Гамлет – Г.Козинцев, 1964

25. Дама с собачкой – И.Хейфиц, 1960

26. Дворянское гнездо – А.Кончаловский, 1969

27. Девять дней одного года – М.Ромм, 1961

28. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен – Э.Климов, 1964

29. Доживем до понедельника – С.Ростоцкий, 1968

30. Друг мой, Колька! – А.Салтыков, А.Митта, 1961

31. Дядя Ваня – А.Кончаловский, 1977

32. Ёжик в тумане – Ю.Норштейн, 1975

33. Живые и мертвые – А.Столпер, 1963

34. Застава Ильича (Мне двадцать лет) – М.Хуциев, 1964

35. Звезда – А.Иванов, 1949

36. Земля – А.Довженко, 1930

37. Зеркало – А.Тарковский, 1974

38. Золушка – Н.Кошеверова, М.Шапиров, 1947

39. Иван Грозный (1-2 серии) – С.Эйзенштейн, 1944-1946

40. Иваново детство – А.Тарковский, 1962

41. Иди и смотри – Э.Климов, 1985

42. Илья Муромец – А.Птушко, 1956

43. История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж – А.Кончаловский, 1967

44. Калина красная – В.Шукшин, 1973

45. Ключ без права передачи – Д.Асанова, 1976

46. Королевство кривых зеркал – А.Роу, 1963

47. Красные дьяволята – И.Перестиани, 1923

48. Крылья – Л.Шепитько, 1966

49. Курьер – К.Шахназаров, 1986

50. Летят журавли – М.Калатозов, 1957

51. Маленькая Вера – В.Пичул, 1987

52. Марья-искусница – А.Роу, 1959

53. Мать – В.Пудовкин, 1926

54. Машенька – Ю.Райзман, 1942

55. Месть кинематографического оператора – В.Старевич, 1913

56. Мечта – М.Ромм, 1941

57. Молодая гвардия – С.Герасимов, 1948

58. Монолог – И.Авербах, 1972

59. Морозко – А.Роу, 1964

60. Начало – Г.Панфилов, 1970

61. Не горюй! – Г.Данелия, 1969

62. Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков – Л.Кулешов, 1924

63. Неоконченная пьеса для механического пианино – Н.Михалков, 1976

64. Несколько дней из жизни И.И.Обломова – Н.Михалков, 1979

65. Неуловимые мстители – Э.Кеосаян, 1966

66. Новый Гулливер – А.Птушко, 1935

67. Обыкновенный фашизм – М.Ромм, 1966

68. Они сражались за Родину – С.Бондарчук, 1975

69. Освобождение – Ю.Озеров, 1972

70. Охота на лис – В.Абдрашитов, 1980

71. Пацаны – Д.Асанова, 1983

72. Петр Первый – В.Петров, 1937

73. Печки-лавочки – В.Шукшин, 1972

74. Пиковая дама – Я.Протазанов, 1916

75. Плохой хороший человек – И.Хейфиц, 1973

76. Подвиг разведчика – Б.Барнет, 1947

77. Покаяние – Т.Абуладзе, 1984

78. Подранки – Н.Губенко, 1976

79. Проверка на дорогах – А.Герман, 1972

80. Путевка в жизнь – Н.Экк, 1931

81. Радуга – М.Донской, 1943

82. Республика Шкид – Г.Полока, 1966

83. Семеро смелых – С.Герасимов, 1936

84. Смелые люди – К.Юдин, 1950

85. Стенька Разин (Понизовая вольница) – В.Ромашков, 1908

86. Сто дней после детства – С.Соловьев, 1975

87. Собачье сердце – В.Бортко. 1988

88. Судьба человека – С.Бондарчук, 1959

89. Тихий Дон – С.Герасимов, 1957-1958

90. Утомленные солнцем – Н.Михалков, 1994

91. Холодное лето пятьдесят третьего – А.Прошкин, 1987

92. Чапаев – Г. Васильев, С.Васильев, 1934

93. Человек с киноаппаратом – Д.Вертов, 1929

94. Чужие письма – И.Авербах, 1975

95. Чук и Гек – И.Лукинский, 1953

96. Чучело – Р.Быков, 1983

97. Школьный вальс – П.Любимов, 1978

98. Щит и меч – В.Басов, 1968

99. Юность Максима – Г.Козинцев, Л.Трауберг, 1934

100. Я шагаю по Москве – Г.Данелия, 1963

Поделиться в соцсетях