В эту ночь Христос родился

Рождество, как известно, последователи этого вероисповедания встречают в ночь с двадцать четвертого на двадцать пятое декабря. А неделей позже, когда настанет время для крещения новорожденного, католики вместе со всем христианским миром празднуют начало Нового года. Сегодня же у них рождественский сочельник.

Стол в католическом храме Святого Николая, расположенном недалеко от центра Волгограда, покрыт фиолетовой скатертью, на нем стоят сосуды с маслом фиолетового цвета. Цвет этот для католиков обозначает скорбь – так же, как черный цвет для православных. Дело в том, что четыре недели, предваряющие Рождество, – время поста для католиков. Пост этот, однако, несет в себе также радость для них, поскольку предваряет самый любимый праздник всех католиков.
Большой празднично украшенный венок, сплетенный из сосновых веток, называемый адвентным, с четырьмя свечами на нем – по количеству недель поста, висит сейчас перед алтарем каждого католического храма. Свечи эти зажигают поочередно, неделю за неделей, одну за другой. Когда будут зажжены все четыре – значит, настало время Рождества.
– Хотя бы маленький такой венок с четырьмя свечами, – говорит прихожанка Любовь Малиновская, – должен быть в каждой католической семье за месяц до Рождества. Он говорит о том, что эта семья ждет Рождество, что она верит в грядущее обновление жизни. А украшения, игрушки на венке свидетельствуют о том, что верующие приняли от Бога подарок жизни и радуются ему.

По традиции города Бари

Католический приход Святого Николая, разогнанный богоборческой властью в 1935 году, начал возрождаться в Волгограде в девяностых годах прошедшего века. Тогда католической церкви были возвращены развалины бывшего клуба имени Жданова. Клуб этот и был создан в тридцатые годы в здании католического храма. Его на исходе девятнадцатого века построили в Царицыне поляки, высланные некогда в ссылку в Россию за участие в польском национально-освободительном движении.
Прихожане прихода Святого Николая в основном местные жители, граждане России. Есть среди них люди, имеющие как польские, так и немецкие, но есть и коренные россияне, в том числе и русские. Поэтому во время месс (богослужений) в католическом храме Святого Николая собираются люди самых разных национальностей, объединяет их лишь католическая вера, общая для них.
Одна из достопримечательностей храма Святого Николая – частица мощей этого великого святого, хранящаяся в алтарной части храма. По традиции, перенятой волгоградскими католиками у единоверцев итальянского города Бари, где погребен Николай Чудотворец, ранним утром дня памяти этого великого святого (в католичестве – шестого декабря) девушки приходят на богослужение в этот храм попросить Бога, чтобы он помог им обрести счастливое замужество.

И зазвучат колокола...

Несколько лет назад три новых колокола для восстановленного католического храма были привезены в Волгоград из Польши. Отлиты они были в городе Пшемисле на деньги польских и германских католиков, выразивших желание помочь волгоградским единоверцам.
Церковные колокола – изделия штучные, каждый из них оригинален. Каждый из новых колоколов католического храма имеет свое имя. Самый большой из них посвящен Святому Семейству, его изображением украшен. Колокол второй посвящен Деве Марии, на него нанесено изображение Сталинградской Мадонны, которую нарисовал германский священник и врач Курт Ройбер на Рождество 1942 года, находясь в окружении под Сталинградом. Оригинал иконы, выполненной им угольком на оборотной стороне обычной школьной карты, ныне хранится в музее, расположенном в центре Берлина. Немцы называют этот образ «Матерью примирения».
Третий колокол, размерами поменьше, носит название «Святой Бонифаций» – таково было желание германских католиков, на средства которых он был изготовлен. Святой Бонифаций был одним из первых католических монахов, считающийся покровителем Европы.
Бить будут эти колокола в торжественных либо в траурных для прихожан случаях.

Дорога, которую мы не выбираем

– Волгоградский католический приход Святого Николая, – говорит настоятель храма отец Йозеф, – я возглавляю шестой год. До этого служил священником в Тамбове, в Минске, помогал там отстраивать храмы.
Родом отец Йозеф из бывшей Чехословакии. Русский язык, как и многие дети в этой стране в то время, учил в школе с третьего класса. В Россию прибыл в свое время по приглашению католического епископа нашей страны Тадеуша Кондрусевича.
Отец Йозеф, расскажите, пожалуйста, что означает для вас и для всех прихожан вашего храма предстоящий праздник – Рождество?
– Как и практически всем католикам, мне этот праздник полюбился с детства. Он был соединен всегда в моем воображении с какими-то подарками. Правда, когда я был маленьким, они были, как правило, скромными, но мы, дети, получали их всегда. Родители всегда умели соединить такой подарок с радостью, испытываемой нами в честь Рождества, большого праздника.
Так Рождество и вошло навсегда в мою жизнь как самый светлый и красивый праздник. Накануне него, в рождественский сочельник, мы, католики, сидим за праздничным, но пока еще постным столом, поскольку пост еще не прекратился. А в ночь с двадцать четвертого на двадцать пятое декабря каждая семья участвует в красивой полуночной праздничной мессе. Перед ней в храме обычно бывает спектакль на тему Рождества.
– Бог интересуется каждым из нас, – говорит отец Йозеф. – А мы, как его дети, должны относиться к нему с уважением и с послушанием. Для настоящего католика нельзя отделить веру в Христа от его жизни. Вера в Бога – это не воскресное пальто, которое я вешаю в шкаф, когда возвращаюсь из храма домой. Вера для меня – это дорога, по которой я иду, нет другой дороги в жизни...