В НЭТе раздели гламурного короля

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были король, его свита и народ. О событиях в тронном зале и в королевской примерочной рассказывает премьерный спектакль Нового Экспериментального театра «Голый король».

Интересные дела творятся на королевских завалинках. Принцесса и свинопас влюбились друг в друга, поэтому Король-отец назло решил выдать дочку за своего ближайшего соседа – тоже Короля и большого модника.

О том, как негодники-портняжки разоблачили глупость этого гламурного монарха, все с детства знают по известной сказке Андресена. В меньшей степени – по ироничной пьесе Евгения Шварца «Голый король», в основе которой андерсеновские притчи.

Написанная в 1934-м пьеса Шварца была запрещена – в ней читались намеки не только на гитлеровскую Германию, но и на сталинский режим с процветавшими низкопоклонством и шпиономанией. Лишь в 1960-м пьесу поставил московский театр «Современник» – и спектакль благодаря своему гражданскому пафосу стал «бомбой»: публика узнавала в сказочных владыках и их прихвостнях реальных советских прототипов. Одну из своих лучших ролей (Король-жених) сыграл там Евгений Евстигнеев.

Сейчас, более чем полвека спустя, детскую сказку рассказал волгоградским зрителям НЭТ со свойственными этому театру броской зрелищностью и куражом. Как всегда у режиссера-постановщика народного артиста России Отара Джангишерашвили, постановка идет в хорошем темпе, только успевай ловить остроты и гэги.

В родной текст пьесы «нечаянно» закрались шутки, которые волгоградская публика хватает с полуслова. То мэр (заслуженный артист России Сергей Симушин), задумчиво опуская очи долу, грустно признается: мол, дороги у нас, мда… сплошные ухабы, да как их починишь, то дождь, то солнце, то дождь, то солнце. То Король-отец (заслуженный артист России Андрей Курицын) стращает приближенных невиданной карой, с трудом вычитывая по бумажке новое трудное слово «оп-оп-оптимизация…» Министр нежных чувств (Дмитрий Макаров) с манерными ужимками принимает взятку под одобрительное кряканье дающего «Берет – значит, наш человек!»

Перед разноцветным частоколом королевской резиденции персонажи в ярких костюмах вне века и моды (художественное оформление спектакля Ольги Ивановой) резвятся, фиглярствуют, обмениваются репликами-летящими скороговорками, танцуют, поют. Да как!

Обаяшка принцесса (Анастасия Фролова), забыв про классовую рознь, влюбилась в свинопаса прямо под лирический пугачевский хит «Куда уходит детство». «Легко на сердце от песни веселой» – на мотив из ностальгического кинофильма дуэтом разливаются, нахлобучив соломенные канотье, свинопас Генрих (Виталий Мелешников) и его друг Христиан (Евгений Тюфяков). Эта парочка куролесила два акта напролет, переодеваясь в симпатичных ткачих-«девочек фабричных» и обратно.

«Голого короля», циничного, вальяжного и до поры такого самоуверенного заслуженный артист России Олег Алексеев играет сатирически едко и с присущим ему обаянием. Алексеев по-прежнему премьер, его появление на сцене срывает аплодисменты. Величаво принимает царек хрестоматийный комплимент придворного лизоблюда: «Позвольте мне сказать вам прямо, грубо, вы великий певец, государь». А после финального развенчания, когда все маски сброшены, на манер частушечки выдает нетленный текст Леонида Филатова: «...Только не на Магадан, это мне не по годам: Я пока туда доеду, – опасаюсь, дуба дам!»

Хроника дворцовых новостей состоит из интриг и перемежается песенными шлягерами из разных эпох, что органично. Тема «Голого короля» вечная как мир: в какие бы пышные одежды ни рядилась посредственность и как бы ни прогибался перед начальником его ближний круг – все может перевернуться буквально в один миг. Найдется какой-нибудь умный мальчик, знающий таблицу умножения, который выкрикнет: «А король-то голый!»

DNG