В пещерах Волгоградской области находят вещи монахинь начала 20 века

Одни из наиболее старинных и загадочных объектов нашей области – пещеры в меловых горах близ Свято-Троицкого Белогорского Каменнобродского монастыря в Ольховском районе. Обозреватель «ВП» Александр Литвинов, первым из журналистов побывавший в этих пещерах более четверти века назад, побеседовал об их происхождении и истории с исследователем подземных объектов Волгоградского региона, кандидатом философских наук Сергеем Ивановым.

В недрах меловых гор

– С чего все начиналось?

– Женская православная община возникла в тех краях в начале 1860-х годов. Тогда местный помещик Петр Персидский выделил для обустройства более 450 десятин своей земли с дубовым лесом. Но местные жители издавна знали о существовании в дюжине верст от Ольховки, неподалеку от малороссийской слободы Каменного Брода, что на берегу реки Иловли, пещер со святыми мощами. Изначально, видимо, в тамошних меловых горах имелись как природные, так и рукотворные пещеры, со временем объединенные в единый комплекс.

– А время создания этих подземных ходов известно?

– Нет, но еще дореволюционные археологи отмечали схожесть их по высоте и технике отделки с Дивногорскими монастырскими пещерами Среднего Дона. Передавались рассказы, что ранее в них жили некие пустынники, скрывавшиеся от людей. А в некоторых легендах даже говорится, что в этих пещерах якобы прятались от нашествия монголов племена волжских булгар. Все эти предания невозможно пока ни подтвердить, ни опровергнуть.

– Что говорят об этом краеведы?

– Волгоградский ученый Юлия Полева обнаружила в Российском государственном историческом архиве письмо некоего крестьянина, бывшего молоканина Андрея Ветрова, направленное им в Святейший Синод. Этот человек в пору его паломнического путешествия в Киево-Печерскую лавру встретил в Воронеже некоего старца Григория. Старец этот и благословил его якобы на основание монастыря близ нынешнего Каменного Брода, подчеркнув святость этого места. В местных пещерах, о существовании которых, как следовало из текста письма, старцу Григорию было известно, находилось в то время множество православных святынь. Ветров просил затем старцев с Афона указать ему точное место, где именно в меловых горах находятся эти пещеры, но получил ответ, что «их время еще не пришло».

По царской дороге

 – Я встречал версию, будто пещеры возле Каменного Брода были вырыты раскольниками, скрывавшимися в них от преследований за свою веру…

– Интересные сведения об этом приводит в своем труде «Повесть о безродненских пещерокопателях» монастырский послушник Андрей, побывавший в сектантской пещерной общине духобратцев у села Безродного Царевского уезда. Как он писал, в 70-х годах XIX века после изгнания оттуда неким «старцем» части духобратцев те переселились на реку Иловлю «в горе, близ Каменноброденского монастыря». Возглавлявший их раскольник по имени Логин также жил вместе с ними в пещере, вериги носил и почитался за праведника даже строительницами монастыря. Но со временем они осознали его еретичество и изгнали с монастырской земли.

– Приходилось слышать, что некогда в эти края любили ездить на лечение даже особы царствующего рода…

– Старожилы передают рассказы, будто когда-то там стояла церковь, ушедшая под землю от истовых молитв иноков Каменнобродской обители. Поблизости там обнаружен также незамерзающий целебный источник. Всего же в этом месте были найдены со временем аж девять самых разных родников, включая радоновый и сероводородный. Вода некоторых из них в старину наполняла специальный бассейн. К нему приезжали с молитвой лечиться представители известных русских дворянских фамилий – Голицыны, Строгановы, Трубецкие. Недаром у подножия горы, в которой расположены пещеры, рядом с современным асфальтом сохранились остатки мощеной камнями так называемой «царской дороги», которая была проложена якобы для проезда на лечение «на воды» дочери Петра I – будущей императрицы Елизаветы, а также других высоких особ.

– Правда, что Каменнобродские пещеры имели несколько ярусов и далеко идущих ответвлений?

– Как указывают некоторые исследователи, например Юлия и Константин Полевы, вопрос о наличии других, кроме первого, ярусов остается дискуссионным, открытым. Но, по рассказам старожилов, в прежние времена из монастырского храма, да и из прочих построек обители возможно было пройти в пещеры по подземному ходу, перейдя по пути через пересекающий его ручей. Также они описывали странный подземный зал в меловых горах, куда можно было попасть только через колодец, ведущий из первого яруса. В центре этого зала находился выточенный из мела круглый стол. Вокруг него находились сиденья, также выточенные из мела. В центре стола располагалась большая меловая чаша с маслом или святой водой. А по краям стола вокруг нее также стояли чаши меньшего размера.

Что охраняет «золотой Христос»

– На дне колодца, уходящего на второй уровень пещеры, видны залежи песка. Старожилы говорили, что засыпали его коммунисты...

– А нынешние послушники монастыря расчищают колодец, находя то обломки медной кружки, предназначенной для сбора пожертвований, то монетки начала XX века и прочие вещи. А пожилые жители окрестных сел вспоминали, как их водили в детстве по пещерам в меловых горах монахини. В подземных ходах были кельи затворниц, а на стенах пещеры вырезаны святые лики и распятие. И по сей день сохранились десятки автографов, надписей верующих и монахинь.

– Куда вели подземные ходы из загадочной пещеры?

– Старожил села Успенки Таисия Вассалатая рассказывала о якобы имевшихся трех выходах из этих подземелий. Один из них вел к находящемуся в нескольких километрах от монастыря селу Михайловка, другой – на берег Иловли. Мать Таисии утверждала, что эти ходы нельзя раскапывать, так как в них якобы «замурован золотой Иисус Христос», и нашедшего его ждет страшная кара.

– Монастырь начал возрождаться в 1990 году, и тогда же была открыта новая страница в истории пещер?

– Да, сначала проникнуть в пещеры можно было лишь ползком. Со временем монахи раскопали и расширили полузасыпанный вход. Теперь по нему можно пройти, не пригибаясь. Там же были возведены надвратная часовенка и смотровая площадка для посетителей, с которой открывается прекрасный вид на монастырские окрестности.

Поделиться в соцсетях