В подземелье Старой Сарепты при свечах прозвучала старинная музыка

  • В подземелье Старой Сарепты при свечах прозвучала старинная музыка
  • В подземелье Старой Сарепты при свечах прозвучала старинная музыка
  • В подземелье Старой Сарепты при свечах прозвучала старинная музыка
Концерт под названием «Музыка в подземелье» прошел в мистическом подземелье музея-заповедника «Старая Сарепта» – в подвале бывшей лавки Гольдбаха. Волгоградский ансамбль старинной музыки «Monte Verde» представил здесь ряд музыкальных композиций, которые могли звучать в подземельях в Европе XVI-XVII веков.

Этот ансамбль пока еще мало знаком волгоградцам – ранее он лишь однажды выступал в музее изобразительных искусств имени Ильи Машкова. Создатели его, вокалист Александр Гребенюков с супругой Александрой, окончили несколько лет назад Ростовскую Государственную консерваторию имени Рахманинова, где и задумали этот ансамбль.

Они его назвали «Monte Verde» в честь итальянского композитора Клаудио Монтеверди – так они обыграли фамилию этого автора. Только в названии ансамбля пишется она в два слова и означает в переводе с итальянского «зеленая гора».

Постоянных артистов в ансамбле «Monte Verde» всего двое, Александра и Александр Гребенюковы, меццо-сопрано и тенор. Концертмейстер Елена Авдеева играет на синтезаторе звуков клавесина и органа. Для участия в конкретных программах они приглашают помощников – студентов, артистов театров. Так, на концерте в «Старой Сарепте» им помогал Григорий Моисеюк, артист хора Царицынской оперы.

Ансамбль этот играет старинную музыку максимально приближенно к тому, как звучала она в эпоху ее написания – с XVI века и до первой половины XVIII века. А та эпоха не предполагала вместительных концертных залов, да их тогда просто и не было.

– Сведения о музыке того времени, – рассказал нам Александр Гребенюков, – мы черпаем на мастер-классах именитых мастеров либо попросту находим в интернете. В плане исполнения она сильно отличается от того, что слышим мы, к примеру, в современной опере, при академическом пении.

Если исполнять эту музыку так, как играют романтические произведения, то она теряет часть своего очарования, а многие партитуры при этом попросту не зазвучат.

– Сегодняшняя программа нашего ансамбля, – продолжил Александр, – осуществление новой идеи, возникшей у нас, когда мы недавно приехали в этот музей на экскурсию. Едва зашли в этот подвал – и сразу же представили себе, как зазвучит в нем наша музыка! Задумались над тем, при каких обстоятельствах могла бы в свое время прозвучать она в таком подвале.

Первая часть концерта названа «Музыка в заточении: о страданиях и смерти». Составлена она из произведений, в которых герои отчаялись в жизни, ищут в ней для себя источник утешения, надежды. Ведь подземелье в ту эпоху могло быть мрачным местом заточения, в котором душа томилась и страдала, и соответствующие чувства выражались в музыке, всевозможных плачах и похоронных мелодиях. В частности, это созданный неизвестным автором из Англии «Похоронный плач на смерть возлюбленной».

Во второй части концерта подвал как бы превращается уже в монастырскую келью, в которой царят умиротворение и молитвенное благоговение. Ими насыщены исполненные здесь духовные сочинения Георга Генделя и Иоганна Баха.

А в третьей, заключительной части – «Музыка пиршества: о жизни, вине и любви» – зрителям были представлены самые веселые и жизнеутверждающие музыкальные произведения той далекой эпохи, воспевающие любовь, весну и возрождение.

Это всё вполне могло звучать в винном погребе деревенской таверны или даже роскошного замка! Музейный подвал стал здесь ненадолго винным погребком – местом отдыха, радости и беззаботного веселья.

В полумраке мистического подвала «Старой Сарепты», при свете свеч, под звуки музыки перед слушателями предстал незримо образ сына врача из итальянского города Мантуя Клаудио Монтеверди. На глазах этого выдающегося композитора сменялись эпохи и рушились царства, но правящий герцог этого города считал его просто своим слугой, который, в отличие от других его слуг, сочиняет музыку.

Концерт ансамбля «Monte Verde» дал волгоградцам понимание того, что музыка старинной не бывает. Поскольку хорошее, яркое произведение всегда актуально.

нет

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях