В старину поучали: «Земля – источник жизни»

Жизнь хоперского казака-воина и землепашца тесно была связана с верой православной и земледельческим календарем. Наши далекие предки исчисляли время промежутками от одного урожая до другого. Очень многие приметы, поверья легли в основу устоев казачьей семьи. Лето, зима, осень, весна… Каждое время года с особенностями в труде и отдыхе, а значит и в песнях, праздниках, обрядах. И каждое со своим обрядовым порубежьем, многодневными постами: Великим, Петровым, Успенским, Рождественским. Осенне-зимнее порубежье – это Рождественский пост, или как гутарили старики, – Филипповка.

В начале 20 столетия в хуторах и станицах наши прадеды рассматривали пост как время подготовки к Великому празднику. Пост рассматривался как возвышение духа над плотью: ограничивались супружеские отношения, запрещались увеселительные мероприятия, не игрались свадьбы, главное же – отказывались от пьянства, брани, сквернословия, старались делать добро и избегать зла. «Не плюй на землю, земля – источник жизни и матерь всякой твари», «Не матерись – тройной грех на себя берешь: оскорбляешь Богородицу, мать сыру землю и родную мать!..». 
Моя бабушка Марфа Дмитриевна Куликова была человеком набожным. В хате находилась икона Божией Матери Казанской и Спасителя. Рано поутру, когда все еще спали, я просыпалась от шепота. Бабушка, стоя на коленях, усердно молилась. А в пост, в сумерках, она читала Евангелие нам, ребятишкам. Особым днем Рождественского поста является день Николы зимнего (19 декабря). Бабушка поговаривала: «Снег на Николу заметает, не сыскать путей-дорог, волки в стаи собираются».
О рождественском говении говорили: «Постничает весь дом». К Великому празднику готовились заранее: дети учили стихи, взрослые убирали в хатах, доставали из сундуков праздничное убранство – вышитые рушники, скатерти, наволочки на подушки, нередко шили обновки домочадцам. Готовились богатые праздничные угощения. Но вкушать пищу нельзя было до первой звезды.
Бабуля поучала: «В пятницу перед Рождеством – хаты должны быть убраны; печь, а ее мазикали красноватой глиной, должна блестеть; полы, а они были деревянные, не крашенные, я натирала металлической теркой до белизны, смывала горячей водой, а потом легко «смазывала» этой же красноватой глиной (не удивляйтесь!). Затем смывала 2-3 водами, полы приобретали песочный цвет». Никогда не забуду запах свежести и теплые, ласковые доски пола, по которым зимой мы бегали босиком. Бабушка к празднику шила мне платье. Она кроила горловину под воротничок, который наглухо обхватывал шею. Я была уже в классе 7-ом и хотелось круглый вырез. Баба Марфа говорила: «К празднику Рождества шьем, грудь должна быть закрыта наглухо, ведь здесь душа живет!»
На святках предсказывали погоду на весь год
С Рождества Христова 7 января по Крещение 19 января на земле хоперской, как и по всей Руси Великой, широко отмечались Рождественские святки. Считалось: 1-я неделя – Святые вечера, 2-я – Страшные. По воспоминаниям старожил хутора Стеженского: «7 января станицы и хутора просыпались рано. От хаты к хате бегали стайки ребятишек, наперебой стучали в двери, ворота и кричали: «Христославы пришли». Даже старики ходили Христа славить по родственникам. Хозяева заранее готовили подарки: пирожки и блины, медовики, калачи. Кто богаче – лампасеями (конфеты монпасье) угостит и денежку даст». Было поверье: христославы – самые желанные гости в этот день, чем больше угощений вручишь, тем больше богатства прибудет. Была традиция: кто первый войдет, тому под ноги бросают шубу, чтоб куры яйца несли, чтоб скот водился и дом был полной чашей. 
Праздником Рождества Христова открываются веселые святые вечера. Много примет в хоперском крае связано с зимними святками. Старики рассказывают: на святках узнавали, какой месяц будет дождливым, морозным или сухим. 12 святочных дней сопутствуют каждому месяцу: 7 января – январь, 8 января – февраль, 9 января – март и т. д. Каждый день записывали, а потом предсказывали погоду на каждый месяц. А еще делали так: каждый день с 7 января до 19 января откладывали по полену дров, сжигали охапку в чистый четверг перед Пасхой, а образовавшейся золой мыли голову или использовали ее в огороде для уничтожения тли. Считалось, если на Крещение хорошая погода – в этом году должен быть урожай.
Крещение – последний день святок, когда участники святок, гаданий и игрищ смывали с себя грехи. Не случайно и сейчас в ночь под Крещение станичники выходят на Бузулук, чтобы укрепить свою душу и тело крещенской водой. Вечером часов в 16 дети обычно ставили кресты – обереги на дверях и окнах дома, сараев, хозпостроек, чтобы защитить семью от нечистой силы. В старину всей семьей ходили в церковь на водосвятный молебен. После службы с освященной водой многие шли с Крестным ходом на «иордань», на реку. Люди набирали воду из водоема, омывались, купались. Домой шли, ни с кем не разговаривали, читали молитву. Приходя домой, прочитав «Отче наш», окропляли водой дома, причем ходили по солнцу с зажженной свечкой и крестообразно покрывали окна и двери, а укладываясь спать, загадывали желание на будущее семьи. Старожилы примечали, если на крещенскую ночь звезды очень блестят, то урожай на хлеб будет хороший.