В Волгограде состоялся показ фильма Лопушанского «Роль»

Сам режиссер присутствовал на просмотре ленты, ставшей недавней сенсацией Московского международного кинофестиваля. Показ мистической драмы «Роль» стал специальным событием 11-го арт-хаус-фестиваля в Волгограде «Кино без границ». Собрались не только постоянные зрители фестиваля – студенты, было много творческой интеллигенции города, в публике были замечены представители священства.

У каждого была возможность задать свой вопрос режиссеру картины Константину Лопушанскому. Ему пришлось объяснять въедливым киноманам, почему выбраны такая тема, такой стиль киноповествования.

Черно-белая «Роль», снятая не в «цифре», а на пленке, поражает изысканным эстетизмом изображения – словно ожившая старая фотография, наклееная на толстый картон с тиснением, из позабытого альбома.

Лопушанский объяснял, что стремился передать дух эпохи – столкновение декадансного Серебряного века и великой трагедии 20-х годов, Гражданской войны. Это жесткое ретро – портрет России того времени, где, как писал Блок, «кровавый отблеск в лицах есть».

Сюжет необычный. Выдающийся русский актер (его играет Максим Суханов) после революции эмигрирует в Финляндию. К услугам небожителя – богатая жена и сонм поклонниц. Но героя преследует воспоминание – в годы Гражданской войны он оказался на волоске от смерти в захваченном красногвардейцами поезде. Пассажиров-«буржуев» зверски сжигали в топке паровоза. Спасло актера от мучительной гибели только то, что он как две капли воды оказался похожим на красного комиссара, который помиловал его и скончался от горячки в ту же ночь.

Спустя годы актер одержим навязчивой идеей – совершить самое грандиозное перевоплощение своей жизни, сыграть в реальности того самого погибшего комиссара. Он бросает все и возвращается в голодную и холодную Россию. Почему он возвращается туда, где ничего хорошего его не ждет?

– Я сам не до конца это понимал, действовал интуитивно, – рассказывает Лопушанский, – мне объяснил Даниил Гранин, который, посмотрев фильм, позвонил мне и сказал теплые слова. Героя непостижимо тянет на Родину, как птицу в свое гнездо.

Через жертву своего героя-актера, который кладет жизнь на алтарь искусства, режиссер пытается понять судьбу России. Замысел фильма вынашивался очень долго, почти 30 лет, и «настоялся, как хорошее вино».

Невероятно, но протипы у главного персонажа есть. Идеи «театрализации жизни», то есть в жизни играть, как на сцене, проповедовал в начале 20-го века режиссер и мыслитель Николай Евреинов.

– Этот век заигрывал с глубинами, в которые вообще не надо заглядывать, – комментирует Константин Лопушанский, – творческий эксперимент, который предпринимает главный персонаж, – взойти на ту вершину актерства, на которой, говоря словами Пастернака, "кончается искусство, и дышит почва и судьба". Эксперимент опасный, наступает расплата, герою снятся чужие сны, чужая душа болит в нем. Он берет на себя непосильный крест чужой кровоточащей души, со всеми ее грехами, со всей болью.

Поразил исполнитель главной роли Максим Суханов, неузнаваемый после своих сериальных ментов. Он передает пугающее состояние человека-«двойника», от которого мороз по коже. «Встреча с актером Сухановым для меня подарок судьбы», – подтвердил Константин Лопушанский.

А волгоградцам остается поблагодарить за нерядовое феситвальное событие организаторов – программного директора фестиваля, киноведа Галину Жданкину, генерального директора областного киновидеоцентра Светлану Павлову.