В Волгоградском музее ИЗО открывают секреты старых мастеров

В Волгоградском музее ИЗО отрывают секреты старых мастеров
Первый из четырех мастер классов на тему «Голландский натюрморт Адрианы Йоханны Хаанен «Виноград и персики» знакомит с особенностями стилистики и техники исполнения голландской живописи 19 века. Мастер класс проводит член союза художников России Ирина Тур.

Это только на первый взгляд кажется, что с помощью современной копировальной и компьютерной техники освоить навыки художественного исполнения легко и просто. Ирина Тур советует забыть о ксероксе. Первое, что нужно сделать – это скопировать фотокопию натюрморта на холст или картон. Для этого графитовым карандашом подготавливают основу – по старинке. Дальше обводят контуры изображения без их очертания и только потом наносят краски.

– Очень важно настроение, – говорит Ирина. – Если человек морально не готов к творчеству, картину повторить будет очень сложно. Вот, например, изобразить виноград. Он должен светиться. И еще нужно передать тени – они должны быть изображены на светящихся гроздьях. И особенности этой картины таковы, что рисунок передан в коричневых тонах, потом с помощью белил и других увеличиваем объем. Техника многослойна, она требует высыхания нового слоя, и получается, что мы можем достичь эффекта свечения винограда с помощью тройного изображения.

Картина представляет квинтэссенцию «фруктовых натюрмортов». Сочные и спелые фрукты, только что вымытые и аккуратно разложенные на столе, выписаны мастером так живо и натуралистично, что возникает желание протянуть руку и отломить веточку винограда, съесть мягкий персик. Но один персик уже переспел и вот-вот испортится, и это своеобразное напоминание о том, что жизнь быстротечна. Художница изобразила природу и ее плоды, она восхищается роскошью и изяществом натуральных форм. Все в картине говорит об изобилии и достатке. Полотно, вероятно, было заказано зажиточным бюргером для украшения интерьера своего дома. На столе изображен нож, который напоминает о присутствии человека, его участии в процессе выращивания фруктов.

– Картину я эту выбрала неслучайно – говорит Ирина. – Мне хотелось доказать, что женское искусство тоже является признанным. Талант этой художницы был оценен по достоинству еще в те времена. И я хочу, чтобы здесь, в Волгограде, женщины поверили в себя, особенно те, у кого есть потенциал. И именно поэтому я занимаюсь преподаванием в мастер-классе.

Голландский натюрморт 18-19 веков – своеобразная интеллектуальная игра, в которой зрителю предлагалось разгадать определенные знаки. То, что с легкостью считывали современники, сегодня понятно не всем и не всегда. С одной стороны, устрицы намекали на мирские соблазны, с другой – раскрытая раковина обозначала душу, готовую покинуть тело, то есть сулила спасение.

Строгих правил, как читать натюрморт, конечно, не существовало, и зритель угадывал на холсте именно те символы, которые хотел видеть. К тому же нельзя забывать, что каждый предмет был частью композиции и его можно было прочитать по-разному – в зависимости от контекста и от общего послания натюрморта.

На мастер класс может прийти любой желающий, но пока здесь самые увлеченные.

–  Я решила посвятить себя искусству только после выхода на пенсию, – говорит Ирина Буланова. – До этого времени не хватало, все семья, работа...

Пожалуй, нигде, кроме как в музее, нельзя получить знания из «старой школы». Приемам живописи в стиле опытных мастеров могут обучить только профессиональные художники. Особая атмосфера музея располагает к творчеству, и ученики Ирины это хорошо понимают.

– Я всю жизнь проработала инженером, – говорит Елена Мазина. – У меня трое внуков и один правнук. И в 60 лет я решила осуществить детскую мечту – пойти рисовать. Я получаю несказанное удовольствие и хочу уверить всех, что художником можно стать в любом возрасте.

Ученикам Ирины предстоит еще три занятия, где они смогут познакомиться с истинными секретами живописи голландских мастеров, а в дальнейшем мастер класс продолжится в тематике других художников.

нет

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях