Важнейшее из искусств

Вспоминаем, как в Союзе снимали и смотрели кино

Поход в кинотеатр в советские времена воспринимался как праздник - люди покупали в очередях билеты, надевали лучшие наряды, в школах проводились классные часы, на которых обсуждались фильмы и характеры их героев. Влюбленные старались брать билеты на последний ряд, дети - на первый, номенклатуре приносили на седьмой-восьмой. Три звонка, гаснет свет - и…

Простой секрет

Александр Рубцов:

– Вряд ли кого удивлю, если скажу, что советское кино смотрели и будут смотреть еще долго. Секрет этой любви прост. Кино раньше снимали не ради денег, а чтобы воспитать человека, приобщить его к прекрасному. А сейчас вышел фильм после мощнейшей рекламной поддержки, море звезд в титрах, а посмотрел – и наутро уже не вспомнишь, о чем речь шла…

В советских фильмах не было спецэффектов, но их смотрят, хотя все фразы героев знают уже наизусть. Потому что они рассказывают о нашей жизни, о нас: как мы шутим, дружим, живем… Были худсоветы, которые отсеивали всякий хлам. Снималось кино за государственный счет, и отдачи требовали от всех.

В памяти остались, конечно, не только замечательные советские фильмы, которые удалось посмотреть в детские и более зрелые годы. Но и то, как порой добывались билеты. Когда в нашем городе показывали двухсерийный «Спартак», все словно с ума посходили. Я никак не мог прорваться на взрослый сеанс, и меня соседка, продававшая билеты, провела к киномеханику. Так что я гордился таким необычным просмотром. И все лето мы на улице играли потом в гладиаторов: рубились деревянными самодельными мечами, освобождали рабов…

Воспитывали патриотов лучше книжек и лекций

Светлана Салаева:

– Помните фильм, в котором первоклашки стреляли по белогвардейцам, чтобы помочь «Неуловимым мстителям»? Нас тоже водили всем классом на детские фильмы. Особенно запомнился «Чудак из 5 б». Ощущения от просмотров были, конечно, разными. Те же «мстители» воспитывали в нас патриотов лучше всяких книжек и лекций, а фильмы о наших ровесниках из того же «пятого б» логично переходили в обсуждение в классе. Самой популярной среди девчонок была профессия киноактрисы, многие из нас тогда собирали фотографии наших кинозвезд, обменивались открытками, а когда постарше стали, уже обменивались новостями из их жизни.

Честно говоря, по?настоящему советское кино я оценила только после развала СССР. Первое время, когда к нам бесконтрольно хлынула продукция «оттуда», всякие зверства и эротика шли на ура. Но боевиков и «клубнички» наш зритель быстро переел. Люди затосковали по фильмам о простых и вечных истинах. К сожалению, наш кинематограф этого так и не понял, а вот телевизионщики спрос прочувствовали. Правда, поток безвкусных сериалов, которыми нас потчуют ежедневно, трудно назвать настоящими произведениями искусства.

Кино и дефицит

Василий Скрипченко:

– Хорошими рубашками, финским плащом и другими приятными вещами я обязан индийскому кино. Моя мама работала контролером в кинотеатре. Когда показывали огневой американский фильм или шло индийское кино, ее значимость в нашем маленьком городке резко возрастала. Билетов не хватало на всех, но всегда можно было поставить пару-другую дополнительных стульев, чтобы усадить уважаемых людей и их спутниц. А кем работали эти самые люди, которым позарез хотелось сидеть на хороших местах, а самое главное – знать, что они «особенные»? Правильно. Это были труженики торговли.

Я, признаться, долго удивлялся, как удается маме из глубинки переправлять мне в областной центр такие дефицитные вещи. Потом все выяснилось, когда однажды в праздничный день вместе прошли по городу, заглядывая по ходу в разные магазинчики…

Стоит сказать, что в 80?е годы кинотеатрам было уже непросто выполнять план. Отечественных лент, способных вызвать ажиотаж, было немного. Западные фильмы пропускали со скрипом, да и не пользовались они большим успехом. Разве что комедии. Все же провинция. И когда его величество план подвисал, в бой бросали проверенное оружие – индийские страсти-мордасти. Зритель тут не скупился, особенно слабый пол. Для меня это осталось загадкой на все времена. Сюжеты банальные, развязка предсказуема, игра актеров посредственна, а народ в восторге. Не хватало все же мелодрам советскому зрителю в жизни. Вот за добавкой и шли.

Справка «Сталинградки»

Как свидетельствует статистика, советский зритель 1960?1970?х годов отдавал явное предпочтение отечественным фильмам. В конце 1970?х посещаемость кинотеатров в СССР была одной из самых высоких в мире. Такие показатели объясняются просто. Во-первых, в то время не было обширной альтернативы посещения культурных мест – достаточного количества концертных залов, кафе, ресторанов, баров и т. д. Во-вторых, в СССР не развито было телевидение и не в каждой семье имелись телевизоры. В-третьих, специ­фической особенностью советского кинопроката было то, что люди смотрели одни и те же фильмы по несколько раз (сейчас эта практика используется и телевидением). Такие фильмы, как «Служебный роман», «Белый Бим Черное Ухо», «Экипаж» и «Москва слезам не верит», собирали по 100 млн зрителей и больше. Разумеется, советское государство делало на этом большие деньги. Ну и, наконец, цена билета была настолько низка, что была доступна практически каждому.